Расположенный рядом с Москва-Сити ЦВК "Экспоцентр" на Краснопресненской набережной в минувшие выходные принимал ежегодную выставку "ЕДрайв". По известным причинам зарубежных экспонентов в этом году на выставке не было, поэтому на общей площади двух больших залов разместились стенды участников сразу пяти выставок: кроме "ЕДрайва", это "Мотовесна", "Motorsport Expo", "Велокульт", а также фестиваль "Ножевая культура".

При этом экспонаты "электрического" форума оказались рассеянными среди стендов с мотоциклами, байками и спортивными автомобилями, что придавало осмотру "ЕДрайва" характер квеста. Зато один билет сразу на пять выставок – это, конечно, здорово, особенно в наше непростое время. Поэтому и посетителей, как нас уверили организаторы, было даже больше, чем в прошлом году.

Среди экспонатов оказалось всего понемногу – от "живого" электромобиля до экзотических летающих и плавающих транспортных средств, от электробайков до зарядных станций и их комплектующих.

А еще в день открытия выставки прошла большая конференция, на которой самые разнообразные игроки отечественного "электротранспортного" рынка обменивались мнениями о том, как этот рынок следует развивать и что для этого нужно – об этом ниже.

ЕДрайв-2022 Открытие
Milburn Light Electric 1922 года выпуска
ЕДрайв-2022 Открытие
Milburn Light Electric 1922 года выпуска и российский гольф-карт Гердакар
ЕДрайв-2022 Открытие
Электробагги для детей и взрослых на стенде компании Scanmoto.ru

Самой неожиданной, пожалуй, оказалась экспозиция Камышинского машзавода из города Камышин Волгоградской области. Завод представил столетний ходовой и сохранный экземпляр американского электромобиля Milburn Light Electric из коллекции реставрационой мастерской "Камышмаш", и это был единственный электрокар западного бренда на выставке. Зато рядом стоял камышинский "ГЕРДАКАР электро": машинка с электромотором в 3,7 или 4,2 кВт и запасом хода 30 км позиционируется как внутризаводской транспорт, но ничем не отличается от гольф-картов или шаттлов для перевозки постояльцев загородных отелей-резортов. 

Китай + Россия?

Настоящий "полноразмерный" электромобиль на "ЕДрайве" оказался один. Его презентовали под отечественным брендом Logem, но руководитель частной компании Давид Бахтадзе пояснил, что электрический кроссовер – плод сотрудничества российских инженеров с китайским автопроизводителем Levdeo. По его словам, россияне доработали модель Levdeo i9 (судя по наклейке на лобовом стекле, это разработка приобретенной Levdeo в 2019 году другой китайской компании, Yema Auto) в соответствии с требованиями нашего климата и рынка. А Levdeo, обладающий крупными производственными мощностями в 600 000 машин в год, займется контрактной сборкой.

Машину ориентируют на сегмент B2B – не для продажи в частные руки, а на каршеринг и такси. План возможных продаж в РФ – 1000 машин в год, производственные возможности позволяют при желании довести тираж до 10 000. Ориентировочная цена – $40 000 или около 3 млн рублей по нынешнему курсу, что относительно недорого: за уже работающие в сочинском "Ситидрайве" JAC iEV7S "серые" импортеры просят примерно столько же.

Базовые характеристики i9: передний привод, мотор 70 кВт, батарея 51 кВт/ч, заявленный запас хода 400 км, долгие 16 с до сотни и всего 100 км/ч максималки. Г-н Бахтадзе подтвердил нам даже теоретическую возможность локализации – при наличии господдержки. Правда, пока машина не прошла даже сертификацию: проект в самом начале пути.

ЕДрайв-2022 Logem-Levdeo-Yema
ЕДрайв-2022 Logem-Levdeo-Yema
ЕДрайв-2022 Logem-Levdeo-Yema
"Китайско-российский" электрокроссовер Logem, он же Yema/Levdeo i9
ЕДрайв-2022 Logem-Levdeo-Yema
ЕДрайв-2022 Logem-Levdeo-Yema

Однако электрокроссовер в ассортименте компании Logem не одинок: предлагается также доработанный "под Россию" (системы охлаждения и отопления, кондиционирование батареи) грузовой минивен за $35 000, но его на выставке не было.

На снегу, в небесах и на море

Тема конвертации разнообразных ТС в электрические набирает обороты, поэтому сейчас уже сложно представить себе что-либо самодвижущееся без электроверсии. Выставка это подвердила. Например, фирма Eliq переводит на электротягу рыбинские снегоходы: у моделей "Элик Арктик" и "Элик Тикси" китайские электродвигатели мощностью 3-6 кВт, запас хода от 20 до 45 км и ценник примерно от 600 тыс. руб. до миллиона.

Уместившись в разобранном виде в "Ладу Калина", прибыл на шоу сверхлегкий аппарат на воздушной подушке HoverJuke разработки Олега Кононенко: в программе выставки были даже сессии с возможностью прокатиться. Грузоподъемность – до 250 кг, скорость – до 50 км/ч, запас хода – до 2 часов. Но электромотор для HoverJuke – лишь один из возможных типов привода: бензомоторчик и бензобак установить на надувную сборную конструкцию так же просто, как и электродвигатель с батареей.

ЕДрайв-2022, Бегалет GreenFly New
"Бегалет" Александра Бегака – GreenFly New. Крыло (оно может быть мягким либо жестким) монтируется отдельно
ЕДрайв-2022, Бегалет GreenFly New
ЕДрайв-2022, Бегалет GreenFly New

Однако самым экзотическим электроэкспонатом оказался, безусловно, летающий электромобиль GreenFly – а точнее, помесь электромобиля, микросамолета и параплана – от пятигорского авиадизайнера Александра Бегака (на фото в длиннополом пиджаке). На выставке "Зеленая муха" присутствовала в обескрыленном варианте – как и гибридная летающая амфибия Hype (красная машина на втором плане). В 2022 году конструктор планирует начать производство своих экологичных "бегалетов": они могут найти применение в мониторинге и охране курортных и природоохранных зон.

И да, конвертацию вашей яхты в электрокорабль (компания Ellisabeth), и электросерф на подводных крыльях (электрогидрофойл от Flyboard Shop) на "ЕДрайве" тоже предлагали.

Двухколесные – от прогулочных до рекордных

Мотоциклетная часть электроэкспозиции тоже оказалась если не очень обширной, то уж точно очень разноплановой. Московский Политех выкатил пару моделей, предназначенных для рекордных заездов в рамках фестиваля  "Байкальская миля" – по льду озра Байкал, поэтому шины рекордных байков топорщились устрашающими титановыми шипами-"гвоздями", как в ледовом спидвее.

ЕДрайв-2022, электробайки
Рекордный MIG R2 2022 года
ЕДрайв-2022, электробайки
Титановые шипы электробайка MIG R
ЕДрайв-2022, электробайки
Электробайк MIG R, построенный для рекордных заездов по льду Байкала в 2020 году

В 2020 году MIG R развил на зимнем Байкале 210,6 км/ч. Характеристики: запас хода 250 км, мощность 120 кВт, вес 260 кг. При постройке MIG R2 студентами были учтены недостатки предшественника, пилотировали его известные гонщики Анастасия Нифонтова и Михаил Михин, однако рекорд скорости устоял.

ЕДрайв-2022, электробайки
Немцы нас, конечно, покинули, однако "электроскутер будущего" – BMW CE 04 с 42-сильным мотором жидкостного охлаждения – все еще здесь
ЕДрайв-2022, электробайки
Электрический Harley-Davidson V-Rod от МК Групп
ЕДрайв-2022, электробайки
Электрические кастомы Harley-Davidson V-Rod

Произведений разных кастом-мастерских на "смежной" выставке "Мотовесна 2022" хватало, так что неудивительно, что среди них оказались и электрические. Причем какие – зверские "Харли-Дэвидсоны", которым вместо штатных бензиновых V2 мастерская МК Групп имплантировала 50-киловаттные (в пике – 100 кВт) электродвигатели.

На стенде клуба Volt Brazers MC стояла техника поскромней – китайская электрическая реплика спортбайка с вдесятеро более скромным движком в заднем мотор-колесе. А вот Super SOCO TC Max по соседству – это уже красота и бренд, за которые просят почти полмиллиона рублей. Мощность 3,5 кВт, привод бесшумным зубчатым ремнем, принудительно ограниченная максималка 95 км/ч, запас хода до 130 км/ч и 105 кг веса. Кстати, "вольтбрат"-владелец рассказал нам, что держит и заряжает электробайк дома, в московской квартире – закатывает по лестнице на второй этаж, что с моментным электромотором очень просто. Ну, и вообще: ни запахов, ни бензина с маслом, – колеса протер, и вуаля.

ЕДрайв-2022, электробайки
Volt Brazers MC – первый в России клуб владельцев электромотоциклов
ЕДрайв-2022, электробайки
Е-байки бывают и вездеходами: это Talaria Sting TL3000 с мотором 6 кВт
ЕДрайв-2022, электробайки
Китайский бренд Sur-Ron тоже специализируется на мотокроссовой технике для пересеченной местности

А компания i-Transport, эксклюзивный дистрибьютор китайских электробайков под брендами Sur-Ron, Horwin и Talaria, выставила целую экспозицию кроссовых электробайков всех калибров и степеней заряда. 

Зарядные станции и оборудование

Производители зарядной инфраструктуры и организаторы сетей также присутствовали. Свои продукты представляли частные компании – еTiger c ЭЗС пермской "Корпорации ПСС" и e'way, которая строит сети на базе станций КРЭТ производства АО "Государственный Рязанский приборный завод" (в составе АО «КРЭТ», ГК «Ростех») и их же системы мониторинга и управления сетью ЭЗС "Фора". 

В арсенале тех и других – станции "медленных" стандартов Mode 2 и 3 (переменный ток, 3,5 кВт или 11/22 кВт) с разъемами Type 2, и "быстрые" Mode 4 (постоянный ток, 50-60 кВт) с разъемами CCS Combo 2 и CHAdeMO на один или два зарядных поста. Последний, кстати, активно использует проект "Энергия Москвы", руководитель которого Александра Шумская выступила на конференции. Но уже на подходе –  ЭЗС на 100 и даже на 240 кВт, "как у Илона Маска": говорят, уход западных производителей и проблемы с блокировкой ПО очень способствуют импортозамещению и росту объёмов производства и продаж.

ЕДрайв-2022, стенды ЭЗС
Частная компания e'way занимается созданием зарядной инфраструктуры
ЕДрайв-2022, стенды ЭЗС
"Стойло" для электроскутеров из райдшеринга так и называется – STOYLO
ЕДрайв-2022, стенды ЭЗС
Отечественные зарядные кабели производста АО "Соединитель"

Стартап Stoylo предложил удобную (особенно для операторов райдшеринга) станцию для хранения и автоматической подзарядки большинства популярных моделей электросамокатов Ninebot и Xiaomi.

АО "Соединитель" из города Миасс, изделия которого применяются в самых экстремальных условиях – на пилотируемых космических кораблях, автономных глубоководных аппаратах, исследовательских станциях на арктическом шельфе и в перспективных беспилотниках, предлагал зарядные кабели для электромобилей всех популярных в РФ форматов – Type 1, Type 2, CCS Combo 2 и CHAdeMO. Хотя в современной ситуации компании, возможно, придется освоить и принятый в Китае "быстрый" GB/T как замену для Combo 2 из отвернувшейся от нас Европы. Хотя и к нашим зарядным станциям у китайских машин вопросов не меньше.

Что делать? Кооперироваться!

И под занавес – несколько слов о конференции, на которой выступали представители не только экспонентов, но и других наших "электрических" компаний: импортеры оборудования, производители электрических платформ для грузового транспорта и коммерческих электромобилей, зарядных станций и систем управления ими, стартапов и крупных компаний с историей.

Не беремся описать здесь весь круг вопросов и проблем, обсуждавшихся в течение двух сессий – не меньше трех часов выступлений, презентаций и вопросов-ответов. Но мораль примерно такова: теперь все надо делать а) самим, б) сообща – то есть объединяясь и кооперируясь там, где это может принести максимум результата. И вообще работать по плану. Лучше всего – Госплану под управлением Министерства развития электротранспорта.

Насчет министерства – пока не уверены, а вот кооперация имела место прямо на выставке: на моих глазах представители компании по развитию корпоративных парков и зарядных сетей и директор фирмы по испытанию автомобилей много и плодотворно общались, например, с директором компании Logem. Так что все не зря – и выставка "ЕДрайв 2022" это в очередной раз подтвердила.

Галерея: ЕДрайв-2022 Мото