Новые технологии обходятся недешево. Но по мере развития и распространения нововведений затраты на сырье и производство обычно падают, а следом снижаются и потребительские цены. В какой-то степени это происходит и с батарейными электромобилями. Все начиналось с заоблачного прайса и дальних перспектив, но в 2022 году электрический Nissan Leaf – самая дешевая модель на рынке электрокаров – обойдется вам всего в 28 425 долларов (в США).

Беда лишь в том, что самый недорогой Nissan с двигателем внутреннего сгорания по-прежнему более, чем на 10 000 долларов дешевле "Лифа". И у каждого автопроизводителя, который торгует электромобилями, ровно та же история:  сравнимые автомобили с двигателями внутреннего сгорания всегда намного, намного дешевле.

Конечно, на электромобили все еще приходится довольно скромная часть общего объема автопродаж (например, в Европе в прошлом году их доля составила 10%). Значит, в ближайшем будущем цены на электромобили и машины с ДВС должны сравняться, поскольку себестоимость производства электромобилей продолжит падать... Но произойдет ли это на самом деле?

Галерея: Mercedes-Benz EQS (2022), тест-драйв

Это предмет интересного исследования от Road & Track. Новостное агентство недавно поговорило с главным техническим директором Mercedes-Benz Маркусом Шефером, который не испытывает оптимизма относительно будущих цен на батарейные электромобили. Параметром, который позволит электромобилям в финансовом отношении сравняться с автомобилями с ДВС, Шефер считает цену в 50 долларов за киловатт-час емкости батареи. И он не видит, каким образом аккумуляторные технологии могут достичь этой цели или хотя бы приблизиться к ней.

Причина? Шефер ссылается на то, что современные аккумуляторные технологии по-прежнему слишком дороги, несмотря на все более широкое применение. Разработчики пытаются искать приемлемые решения, но новые подходы всякий раз "перезапускают эволюционный процесс внедрения новых аккумуляторных технологий". Проще говоря, революция вместо эволюции: наша песня хороша, начинай сначала...

Не меньшей потенциальной проблемой Маркус считает и мощности по добыче дефицитного сырья. А в сумме все это приводит Шефера к бо-ольшому скепсису относительно дальнейшего падениия цен на электромобили – если они вообще когда-нибудь упадут.

«Короче, ожидаемое снижение цены ниже 100 долларов США или евро за киловатт-час может занять больше времени, чем ожидалось», — объяснил Шефер журналисту Road & Track.

А вот насколько больше – об этом речи не было. Между тем Mercedes-Benz намеревается создать полностью электрическую линейку автомобилей к 2030 году. То есть через восемь лет. И поэтому, возможно, более важно сейчас то, появятся ли новые аккумуляторные технологии, и проникнут ли они в автомобильную сферу до того, как внутреннее сгорание заставят исчезнуть навсегда. В противном случае покупатели новых автомобилей столкнутся с еще более дорогим будущим, чем то настоящее, с которым приходится иметь дело сейчас.