Китайский концерн Dongfeng Motor объявил о поставке партии из 50 электромобилей Dongfeng Aeolus E70 с твердотельными аккумуляторами, разработанными совместно с производителем лития Ganfeng Lithium из китайского города Синьюй. Эти седаны поступят в опытную эксплуатацию в таксопарках городов Цзянси, Гуанчжоу, Чжэцзяне и Цзянсу. О серийном выпуске таких машин пока речи не идёт.

Помните, чем твердотельные батареи лучше обычных литий-ионных? Самое важное преимущество таких батарей – их сверхбезопасность. Они не загорятся, даже если их проколоть или ударить. Электролит в них не жидкий, а твёрдый, за счёт чего батарея легче, плотнее и компактнее. И, соответственно, производительнее: твердотельные литиево-серные батареи эффективнее литий-ионных примерно в пять раз!

Поскольку перегрев и переохлаждение им не страшны, они быстрее заряжаются и имеют более длительный срок службы, а производить их можно проще и быстрее. С такими батареями легко сделать относительно недорогие электромобили, которые можно будет свободно эксплуатировать в широком диапазоне температур.

Вот только промышленных, пригодных для эксплуатации образцов таких батарей все ещё нет: учёные и инженеры продолжают трудиться не покладая рук. ПОэтому пкрвый опыт "Дунфэна" так интересен.

Правда, аккумуляторы у китайских машин всё же не совсем твердотельные. Это так называемые полутвёрдые литий-металлические батареи – с анодом не из графита, а из лития, и электролит в них жидкий. В этих аккумуляторах (первого поколения) используется уникальная гибкая диафрагма, которая позволяет ионам лития протекать между электродами, но блокирует образование дендритов, этой главной проблемы аккумуляторов с литиевым анодом. Производительность такой батареи в сравнении с обычными литий-ионными выше примерно на 80% – что более чем неплохо. 

Отдельные элементы прошли испытания на прокол и 50-процентную деформацию при раздавливании. Более того, как сообщает Dongfeng, батареи испытывались в экстремальных условиях при температуре в 180 градусов Цельсия. В батарейном модуле используется каркас из алюминиевого сплава, сделанный с применением высокоточной технологии лазерной сварки швов. Эффективность батареи достигает 86 процентов.

Dongfeng E70

Ganfeng Lithium сейчас работает и над вторым поколением твердотельных батарей с плотностью энергии более 360 Втч/кг, однако о сроках появления информации нет. Пока что компания запустила производственную линию мощностью в 0,3 ГВтч, на которой и выпускаются твердотельные батареи первого поколения. В ближайшие годы Ganfeng Lithium собирается открыть ещё один батарейный завод, который сможет выдавать примерно 10 ГВтч в год.

К сожалению, характеристики Dongfeng Aeolus E70 с твердотельной батареей не раскрываются – известно лишь то, что машины поддерживают и технологию "свопа", то есть смены на специальной станции пустой батареи на полную за три минуты.

Стандартный седан вышел на китайский рынок ещё в 2017 году и поступает в основном в таксопарки. Автомобиль был разработан при активном сотрудничестве с Peugeot и Citroen. За силовую установку отвечает один электромотор мощностью в 125 лошадиных сил, с которым машина может разгоняться до 100 км/ч за 9,9 с. Максимальная скорость – 150 километров в час. Батарея имеет ёмкость в 50,8 кВтч. Запас хода – 351 км.