РИА Новости со ссылкой на заявление генерального директора «КамАЗа» Сергея Когогина сообщает, что ждать презентации нового российского электромобиля "Кама" осталось недолго – до первого квартала 2022 года. Правда, пока неясно, увидим ли мы живой автомобиль (вряд ли), компьютерные рендеры или услышим рассказ о планах на будущее.

Ведь речь уже не о разработанном инжиниринговым центром СПбПУ прототипе "Кама-1", который показали в 2020 году и обещали поставить на производство на КАМАЗе. КАМАЗ был заказчиком и индустриальным партнером проекта и совместно с государством профинансировал разработку, однако, как выяснилось, свободных мощностей для производства легкового электромобиля у предприятия нет.

Развитие проекта пошло в другом направлении. Теперь АО "Кама" – это новая компания, стартап, который примерно в равных долях – по 360 миллионов рублей – уже проинвестировали известный бизнесмен Рубен Варданян и лично генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин. По словам последнего, которые приводят РИА Новости, КАМАЗ тоже рассчитывает войти в этот проект – ориентировочно на 25%, с акционерами это уже согласовано.

Также Когогин отметил, что производство "Камы" должно быть развернуто на отдельном заводе, а сам он непосредственно руководить проектом не планирует:

"У нас ("КАМАЗА" - авт.) нет мощностей под выпуск легковых автомобилей. Либо мы возьмем что-то из того, что есть в стране (приобретение), либо будем формировать новой завод. Но я в роли инвестора выступаю в этом проекте, не управляющего". 

При этом топ-менеджер попросил не путать новый проект "Кама" и прототип "камазовского" электрокара "Кама-1". Напомним, "Кама-1" – это микроавтомобиль длиной всего 3,4 метра с одним электродвигателем мощностью 109 лошадиных сил. Литий–ионная батарея ёмкостью в 33 кВт*ч должна обеспечить машинке расчётный запас хода до 250 километров, максимальную скорость 150 км/ч и разгон до сотни за бодрые 6,7 с. Было заявлено даже наличие ассистентов вождения, обеспечивающих третий уровень автономности, указана предварительная цена в 1,2 млн рублей – и ориентация на службу в каршеринге и такси.

Электромобиль Кама-1
Электромобиль «Кама-1» на выствке «ВУЗПРОМЭКСПО-2020»

Про новую "Каму" пока не известно почти ничего, кроме того, что она будет длиннее на целый метр (и, очевидно, получит четырёхдверный кузов), а также должна проезжать без подзарядки 450 км. Однако, по словам Когогина, новый проект надо считать продолжением "Камы-1": 

"Я верю, что те идеи, которые были заложены в "Каме-1" и проект "Кама" – это уже развитие этого продукта – имеют право на жизнь. Сейчас компания ведет работу с потенциальными инвесторами, презентует проект, я думаю, в первом квартале следующего года мы обязательно вас пригласим, сделаем презентацию".

То есть ждать конкретики о перспективах новообразованного предприятия осталось уже недолго. Интересно, удастся ли компании подготовить для презентации близкие к рабочему дизайну компьютерные рендеры новой "Камы", примерно определиться с агрегатной базой и поставщиками? Ведь в мире электростартапов время сейчас течёт, кажется, вдвое-втрое быстрее обычного, и каждый год промедления оборачивается большим гандикапом.

А "Кама", как ни крути, – основная российская электронадежда. Поскольку федеральная программа развития электротранспорта до 2030 года предусматривает опору исключительно на свои силы, а иностранной технике допуск на наш рынок, возможно, со следующего года будет ощутимо затруднён. Но это не точно.