У Карлоса Гона, бывшего главы альянса Renault-Nissan-Mitsubishi, на японцев не просто зуб, а целый мамонтовый бивень. Ведь именно по инициативе ниссановских начальников в ноябре 2018-го против высокопоставленного "патрона" были выдвинуты обвинения, за которыми последовали аресты, заключения в японскую тюрьму, следствие, новые обвинения, освобождение под залог и содержание под домашним арестом... Эпопея закончилась совсем уж голливудом: через год с небольшим Гона сумели тайно вывезти из Японии в родной Ливан.

Долго о бывшем биг-боссе не было слышно ничего, кроме запросов на экстрадицию, однако недавно он вдруг получил возможность обсудить электрификацию автопрома на онлайн-пресс-конференции в Клубе иностранных корреспондентов Японии: всё-таки один из первых массовых электромобилей в мире Nissan поставил на конвейер ещё при нём.

Как сообщает Automotive News, для своих сначала подчинённых, а затем гонителей Карлос Гон эпитетов не пожалел. Для начала Гон отметил, что однозначного вектора на полную электрификацию будто бы и нет, однако скорость перехода нужна высокая. Перехода, который по сути начал он сам – запуском Nissan Leaf в декабре 2010 года.

«Рынок говорит вам, что двигатель внутреннего сгорания однозначно пора списать».

В то время, когда вышел Leaf, условия для массовой электрификации ещё не созрели. Прогнозы продаж Nissan были, вероятно, на порядок меньшими, что привело к торможению в развитии новых версий Leaf, отсрочке или отмене новых моделей (были обещаны 4 электромодели Nissan и 4 модели Renault, но Nissan ограничился двумя: "Лифом" и фургоном e-NV200).

Другими словами, старт оазался фальстартом: сложным и чересчур оптимистичным. Однако направление было выбрано верно и нуждалось в непрерывном форсировании.

«Когда я запустил первый электромобиль для массового рынка, все, как вы помните, смеялись над нами: ребята, поймите, вы заблудились!»

Сегодня, в 2021 году, это совсем другая история – вся отрасль неистово продвигает программы электрификации и строит новые аккумуляторные заводы как последний раз в жизни. Но похоже, что последний раз наступает автомобилям с ДВС – причём скорее раньше, чем позже.

Карлос Гон, который сейчас практикует консультирование по вопросам электрификации, отмечает, что ньюкамеры (например, Tesla) и производители из Китая (которые рассматривают электрификацию как шанс) находятся в лучшем положении, чем классические автопроизводители. Известные марки должны ускорить переход на электричество, чтобы остаться конкурентоспособными.

«Скорость перемен определит, кто станет победителем»,

«Китайцы собираются красиво разыграть электрификацию».

Разумеется, новый план Nissan стоимостью 18 миллиардов долларов, который предполагает лишь 50-процентную электрификацию модельного ряда – электромобили, подключаемые гибриды – к 2030 финансовому году (согласно азиатской бухгалтерии это конец марта 2031 года), Карлос Гон находит слишком медленным. И даже называет свою бывшую компанию "лишённой видения в эту новую эру".

Более того – Nissan, по мнению Гона, сейчас безнадёжно отстаёт:

«Они действительно находятся в очень плохом положении в этой гонке. У них нет видения. Они не знают, куда идти. У них нет никакого представления об этой мощнейшей технологической трансформации, которая происходит сейчас».

Что ж, на комплименты от бывшего шефа и бывшего узника (со свободой передвижения по миру у Карлоса и сейчас не очень, и виной тому не ковид, а Интерпол) Nissan наверняка  не рассчитывал. А рассудит всех, как обычно, время.