Автопроизводители наперебой пытаются разработать и внедрить такие системы автономного вождения, которые наконец позволят водителю оторвать руки от руля, а глаза – от дороги. Вот только у большинства пока не получается. Но некоторые все же приближаются к заветной цели. Так, Mercedes-Benz стал первым производителем, который получил официальное разрешение строить и продавать беспилотные автомобили!

Правда, разрешение это обставлено массой условий и оговорок. Во-первых, самоуправляемым Mercedes может быть только дома, в Германии. И даже там он сохраняет автономность вождения только на скоростях до 60 км/ч. То есть в самом лучшем случае это правый ряд автобана. Да, тот, где грузовики.

И все же этот довольно скромный успех преподносится как большая победа. Объясняет член правления Daimler AG и Mercedes-Benz AG Маркус Шефер:

На протяжении многих лет мы работали над реализацией нашего видения автоматизированного вождения. Благодаря системе на базе лидаров мы смогли разработать инновационную технологию для наших автомобилей, которая предлагает клиентам уникально роскошные ощущения от вождения и дает им самое важное – время. С одобрения властей мы достигли прорыва: стали первым производителем, который внедрил в серийное производство систему условно-автоматизированного вождения в Германии.

Это событие еще раз подтверждает нашу новаторскую работу в области автоматизированного вождения, а также инициирует радикальный сдвиг парадигмы. Впервые за 136 лет своей истории автомобиль в определенных условиях берет задачу динамичного управления на себя. И, конечно, мы рады, что благодаря одобрению нашей системы Германия остаётся первопроходцем в области автоматизированного вождения.

Однако вышеупомянутый скоростной лимит – далеко не единственное ограничение системы. Mercedes сообщает, что Drive Pilot, как в компании называют систему автономного вождения, работает лишь на некоторых участках немецких автобанов общей протяженностью 13 191 км. Утверждается, что Mercedes-Benz хочет сделать эту функцию доступной также в Китае и США, однако когда это может произойти, сказать решительно невозможно.

Mercedes-Benz с автопилотом 3-го уровня

Дороги, на которых сможет работать система, должны быть заранее нанесены на цифровую карту Mercedes – и в этом подход производителя к автономному вождению радикально отличается от, скажем, Tesla. Drive Pilot полагается на лазерные дальномеры-лидары, камеры, внешние микрофоны (чтобы слышать приближающиеся машины скорой помощи), и усовершенствованную систему позиционирования (намного более совершенную и точную, чем обычный GPS). Оснащенные автопилотом машины получат также резервную электросистему, которая в случае выхода из строя какой-либо из основных систем сохранит работоспособность рулевого управления и тормозов. В общем, почти как в истребителе...

Возможно, вы спросите: а чем вообще отличаются друг от друга автопилот уровня 2 (частичная автоматизация управления) и уровня 3 (условная автоматизация)? Ведь и там, и там водитель не может позволить себе полностью абстрагироваться от управления автомобилем, а автоматика готова работать только в очень ограниченном диапазоне ситуаций и дорожных условий?

Принципиальное отличие в том, что автопилот второго уровня как бы лишь помогает водителю, возлагая всю ответственность на него. Пример – "интеллектуальный" круиз-контроль с радаром. Он не позволяет человеку надолго отпускать баранку и может отключиться от управления ("бросить руль") буквально в любой момент, оставив решение сложной дорожной проблемы водителю. 

А вот на третьем уровне автопилотирвания искусственный интеллект уже готов делить ответственность с водителем – правда, только в строго оговоренных,"тепличных" ситуациях – только на "знакомых" дорогах без возможности выезда на встречку и при хороших погодных условиях, например. Про скоростной лимит тоже помним, да?

Зато держать руки на руле и даже смотреть (!) на дорогу водителю в этих одобренных автопилотом условиях уже не обязательно: система сама будет в буквальном смысле "разруливать" ту или иную ситуацию на дороге. И если решит вырубиться, предупредит об этом заранее. Так что да, S-Class 2022 года станет первым серийным автомобилем, который будет разрешать водителю хоть иногда (или хотя бы теоретически) снимать ладони с руля. И не смотреть на дорогу.

Вообще-то впервые в мире внедрить такую систему 3-го уровня должны были на новом Audi A8, который дебютировал еще в 2019-м. Но тогда в машинах на месте кнопки "AI" стояла заглушка – и стоит там поныне: видимо, в Ингольштадте что-то пошло не так. Так что, похоже, первым титул "беспилотника" примерит автомобиль из Штутгарта. Хотя Mercedes и со вторым уровнем разобрался раньше других... Хотя на Tesla, наверное, будут спорить.

А в ролике ниже – пример того, как испытывают аналогичную фордовскую "хэндс-фри" систему BlueCruise на пикапе F-150 и электрическом Mustang Mach-E. Так что и Ford уже недалеко.