Пока Tesla уверенно движется от рекорда к рекорду, традиционные автопроизводители начинают все больше нервничать. Не только Toyota озабочена издержками электрификации автопрома. Как сообщает Reuters, генеральный директор Stellantis Карлос Таварес считает ускоренную электрификацию очень сложной задачей для автомобильной промышленности и предупреждает о побочных эффектах в ближайшем будущем.

На конференции Reuters Next Карлос Таварес заявил, что давление, которое правительства и инвесторы оказывают на автопроизводителей для искусственного ускорения электрификации, очень дорого обходится последним.

«Затраты« выходят за рамки »того, что может выдержать автомобильная промышленность»

По словам Тавареса, производителей вынуждают вкладывать огромные средства в новые заводы, а затем наращивать производственные затраты (по сравнению с автомобилями с ДВС), что создает угрозу рабочим местам и качеству транспортных средств.

Основная проблема, подчеркивает он, состоит в том, что батарейные электромобили (BEV) дороги, а с ростом цены объемы продаж падают, потому что меньше людей могут позволить себе новый автомобиль (даже несмотря на более низкие расходы на электроэнергию в дальнейшем):

«Было решено переориентировать автомобильную промышленность на электрификацию, которая на 50% увеличивает затраты по сравнению с обычными автомобилями».

«Мы не можем переложить эти дополнительные 50% на конечного потребителя, потому что большая часть среднего класса просто не сможет заплатить».

Карлос Таварес указывает на два возможных варианта: либо повышать цены и продавать меньше автомобилей, либо соглашаться на снижение прибыльности. По его мнению, оба ведут к сокращениям в индустрии.

Отрасль не только может потерять тысячи рабочих мест: производителям нужно больше времени для доводки новых продуктов, иначе их качество тоже пострадает.

Ускоренная электрификация «просто контрпродуктивна. Она приведет к проблемам с качеством. А за этим последуют другие разнообразные проблемы».

Таварес заявляет, что компания намерена избежать сокращений за счет резкого повышения производительности: на 10% вместо отраслевой нормы в 2-3%. Как мы понимаем, таким образом Stellantis снизит издержки и сможет позволить себе план ускоренной электрификации – или, по крайней мере, минимизирует его негативные последствия.

«В течение следующих пяти лет мы должны осилить повышение производительности на 10% в год ... в отрасли, которая обычно обеспечивала лишь 2–3% прироста»

«Будущее покажет, кому это окажется по плечу, а кто потерпит неудачу. Мы доводим нашу индустрию до предела».

Карлос Таварес добавил также, что «в политике борьбы за климат правительства должны сместить акцент на "очистку" энергетического сектора и развитие зарядной инфраструктуры для электромобилей».

Что ж, электромобили становятся все более и более конкурентоспособными, а их стоимость постепенно снижается (особенно с учетом улучшения характеристик). Будем надеяться, что паритет затрат будет достигнут в недалеком будущем. Но переходный период, без сомнения, окажется очень сложным для традиционных автопроизводителей, которые должны изменить большую часть того, чем занимались на протяжении десятилетий или даже столетий.

С другой стороны, они сами поставили себя в такое положение, пренебрегая электромобилями в последние 10-20 лет, вместо того, чтобы разрабатывать одну-две модели и постепенно готовиться к плавному переходу. Запуск Tesla Model S в 2012 году был самым подходящим моментом.

Напомним, на мероприятии Stellantis EV Day 2021 в июле 2021 года Stellantis объявила об инвестициях в электрификацию до 2025 года в размере 30 миллиардов евро. Этот импульс включает новые платформы и модели, аккумуляторные заводы и новые технологии.