Китайский стартап NIO для строительства станций быстрой смены батарей объединился с нефтяным гигантом CNPC. Первые две совместные точки были введены в эксплуатацию сегодня в провинции Шэньси на северо-западе Китая, на церемонии открытия присутствовал десяток крупных чиновников, включая вице-мэра Сяньяна, представителей местной комиссии по развитию и реформам, а также руководителей отделения CNPC Shaanxi.

Из официального заявления следует, что это первые станции быстрой замены батарей так называемого второго поколения, которые были разработаны в сотрудничестве с CNPC. Хотя плодотворное сотрудничество двух фирм началось несколько раньше, прежде оно ограничивалось только установкой классических зарядных станций.

Напомним, что в Китае существуют две крупных нефтяных компании – Sinopec и CNPC, которые активно сотрудничают со стартапом NIO. Но если Sinopec объявил о совместных планах строительства станций быстрой смены батарей еще 15 апреля, то второй нефтяной гигант  долго колебался, не сразу поверив в успех бизнеса на концептуально иных "заправках".

Амбициозность NIO действительно поражает: ведь помимо Поднебесной стартап готовится насытить своими станциями быстрой смены батарей и Норвегию. Первые экземпляры уже прибыли в Скандинавию в начале августа. Четыре таких точки начали свою работу в сентябре. Они адаптированы к местным условиям, нормативам и получили сертификаты безопасности от государства. 

Такую же сертификацию прошли и обычные зарядные станции NIO. Они перешли на стандартную европейскую конструкцию "зарядного пистолета" и имеют максимальную мощность в 180 кВт при токе в 250А. Согласно планам NIO, в 2022 году создание электрической инфраструктуры для автомобилей только ускорится – на очереди ещё пять норвежских городов. 

Работают станции смены батарей следующим образом: автомобиль заезжает на специальную передвижную платформу, которая с помощью манипуляторов самостоятельно вынимает из электромобиля опустевшую батарею и устанавливает на ее место полностью заряженную. Процедура занимает всего 4 минуты.

Напомним, что этот способ быстро менять батареи вместо того, чтобы долго их заряжать, придумали уже давно. Ещё в 2014 году технологией заинтересовались в Tesla, но после строительства одной такой станции тема заглохла и более не поднималась. Однако NIO на этом поприще оказался гораздо более успешным. Сейчас в Китае уже работает 639 его станций, которые за один прошлый год произвели почти три миллиона успешных замен. А за следующие три года планируется довести число станций до 4 тысяч.

Правда, NIO – скорее исключение из общего правила: кроме него подобные станции использует очень небольшое количество автопроизводителей. Например, нечто подобное есть у Changan, Geely и BAIC, однако свои услуги они предоставляют только корпоративным клиентам (проще говоря, таксистам). Стартап Aiways тоже проявил интерес к этой технологии, однако и здесь дело ограничится только предоставлением услуг определённой категории клиентов (вероятно, тех же таксистов).

Причём дело тут не только в боязни громоздкого и сложного оборудования для смены батарей. Ведь возможность такой смены необходимо заложить в конструкцию электромобиля – и она тоже получится более сложной, тяжелой и дорогой, чем у электрокара с зарядкой только "от розетки".