Компания Citroen прославилась одними из самых комфортабельных и смелых автомобилей в мире – но со временем необычность и суперкомфорт исчезли из производственной программы французского бренда. К счастью, не навсегда. И теперь «Ситроен» мечтает привлечь ваше внимание к новому E-C4, который оказался одним из самых ярких электромобилей в Европе. В его основе лежит уже хорошо знакомая платформа, поэтому ни технические характеристики, ни динамика не смогут удивить. Тем не менее, всеобщее внимание в этом автомобиле вам гарантировано!
E-C4 – это электрическая версия последнего Citroen C4, который также может быть дизельным или бензиновым, и даже с механической коробкой передач. Но именно электрическая версия – самый лучший вариант, так как она самая тихая, а из-за дополнительного веса батарей плавность хода у нее самая лучшая.
Данные | Citroen e-C4 (2022) |
Двигатель | 1 синхронный электромотор на постоянных магнитах |
Мощность | 136 л.с. / 260 Нм |
Батарея | 50 кВтч (45 кВтч полезной емкости), литий-ионный |
Запас хода | 353 км (по циклу WLTP) |
Цена испытанного экземпляра | €41 009 (до льгот) |
Но вы не узнаете, насколько приятен E-C4, если не сможете смириться с его внешним видом и не решитесь подняться на борт. Это смелый отход от старого C4, забытого хэтчбека, родственного Peugeot 308, и, по сути, это уже даже не хэтчбек. Citroen превратил новейший C4 в подобие купеобразного кроссовера: он не выглядит таким высоким, как большинство вседорожников, и выдает его только необычно большой для дорожной машины дорожный просвет.
Да, о подвеске этого автомобиля мы будем говорить много. Причем не только о высоком клиренсе: главное ее достоинство заключаются в том, что она способна предложить, вероятно, лучшую плавность хода среди всех автомобилей подобного размера – причем даже без адаптивных амортизаторов. Раньше за уникальное качество хода Citroen отвечала сложная и дорогая гидропневматическая подвеска, но ее уже несколько лет как сняли с производства. Зато теперь производитель разработал особые прогрессивные отбойники, которые превращают C4 (и E-C4 в частности) в настоящий ковер-самолет.
На общем основании
Как бы эффектно ни выглядел E-C4 практически с любой точки, платформа, на которой он построен, хорошо знакома и не так чтобы нова. Это платформа PSA EMP1, которая при новом владельце Stellantis будет называться STLA Small и в конечном итоге будет использоваться для целого ряда моделей, включая машины для американского рынка.
Как и у остальных автомобилей на базе EMP1, привод у E-C4 только передний. В движение его приводит единственный электромотор мощностью 100 кВт (136 л.с.), который получает энергию от аккумуляторной батареи емкостью 50 кВтч. Полезная емкость составляет 45 кВтч – согласно циклу WLTP, она позволит автомобилю проехать 353 км.
Разгон можно назвать в лучшем случае неторопливым: для достижения 100 км/ч E-C4 требуется почти 10 секунд. Чего и следовало ожидать, учитывая, что весит он аж 1 636 кг. Однако тяги вам хватит всегда и везде, поскольку крутящий момент в 260 Нм поступает моментально, и автомобиль воспринимается очень живеньким даже при ускорении с высоких скоростей. Ну, как высоких: максимальная скорость составляет всего 150 км/ч – на 20 км/ч больше допустимого евросоюзным лимитом, и на 100 км/ч меньше допустимого электронным «ошейником» крутого das auto, завсегдатая безлимитных автобанов.

Акцент на комфорт
Citroen так любит подвеску, что сделал подвеску E-C4... именно подвеской, а не ее дубовой имитацией, как во многих современных электрокарах. Запатентованные компанией «Прогрессивные Гидравлические Подушки» – по сути, еще одна амортизирующая прослойка, которая дополнительно изолирует автомобиль от несовершенства дороги. И она действительно работает! Е-С4 – однозначно самый комфортный автомобиль такого размера, на котором я когда-либо ездил: он просто парит над дорогой практически любого качества.
А еще более «плюшевым» мой тестовый экземпляр сделали опциональные комфортные сиденья с мягкой набивкой толщиной 15 мм. Все это заставляет ощущать себя в E-C4 как в автомобиле десятилетней давности – в лучшем смысле этих слов, что располагает к расслабленному вождению.
Качество хода остается неизменно замечательным даже несмотря на то, что сзади у С4 простенькая торсионная балка – традиционный способ сэкономить. Такая «полузависимая» подвеска обычно дает о себе знать на неровностях, негативно влияя на плавность хода и придавая задней части автомобиля ощущение нестабильности.

Но только не в е-C4! Во время моего тест-драйва я, честно говоря, вообще не заподозрил ничего подобного – хотя ездил на нем по совершенно разбитым улицам Бухареста и даже ужасным трамвайным путям, которые следовало отремонтировать еще лет 30 назад – они просто торчат над дорогой! Однако этому «Ситроену» абсолютно все равно, что там у него под колесами, даже когда проскакиваешь большие ямы или кочки хорошим ходом.
Правда, второе самое яркое впечатление от вождения е-С4 – это совершенно невесомый руль. На малом ходу руль от упора до упора можно вращать буквально одним пальцем. Но и с ростом скорости ощущение избыточной легкости руля не проходит, что делает E-C4 не самой точной машиной при прохождении виражей. Большие крены кузова активному драйву также не способствуют.
На лицо ужасный, добрый изнутри
Никуда не деться и от того факта, что E-C4 на дороге ни на кого не похож. Его передок напоминает мне морду инопланетянина,– и сколько бы ни появлялось подобных автомобилей с ходовыми огнями на капоте и фарами, сползшими ниже «радиаторной решетки», я, кажется, никогда не смогу привыкнуть и тем более назвать их красивыми. Конечно, ничего совсем уж отталкивающего в физиономии С4 нет и с остальным дизайном она вполне сочетается, но... одним словом, все это странно.
Гораздо больше мне нравится смотреть на E-C4 сбоку. У него хорошие пропорции, очень эффектная покатая, как у фастбэка, остекленная задняя часть. Мне очень нравится, что верхнюю часть задних фонарей интегрировали прямо в маленький спойлер. Он тянется через все заднее стекло, и хотя его видно с водительского места, когда смотришь в зеркало заднего вида, обзор назад он портит не сильно.
Сами по себе задние фонари также заслуживают внимания. Верхние кончики поднимаются вместе с дверью багажника (вышеупомянутый маленький спойлер), а нижняя часть остается на месте, и в открытом виде выглядит довольно оригинально. Объем багажника составляет 380 литров, а сложив заднее сиденье, можно получить 1 250 л пространства для груза.

Внутри E-C4 довольно просторно, а обзорность на удивление хороша. Окошки в задних стойках кузова помогают сделать слепые зоны очень маленькими. Посадка водителя довольно низкая, совсем не в силе внедорожников, а руль маленький, приплюснутый сверху и снизу.
Перед водителем находится небольшой 5-дюймовый дисплей. По размеру он аналогичен экрану главного конкурента E-C4, Volkswagen ID.3, но графика у Citroen не такая четкая. Однако к 10-дюймовому центральному экрану таких претензий нет: он действительно четкий и хорошо реагирует на прикосновения – на нажатие для масштабирования карты откликается довольно хорошо, хотя и не на самом высшем уровне.
Материалы отделки – тоже не Бог весть что. И хотя я не против против большого количества твердого пластика на приборной панели (что характерно, например, для японских автомобилей), жестких центрального и дверных подлокотников не оценил. Они стали для меня самым большим разочарованием, так как просто не позволяют достичь высокого уровня комфорта в салоне.
Зато при росте 183 см я не испытывал никаких проблем, усевшись в E-C4 «сам за собой». Интересно, что в отличие от других электромобилей, имеющих общую архитектуру с машинами с ДВС, в E-C4 пол в задней части салона не кажется приподнятым: когда вы сидите сзади, колени не пытаются достать до ушей, делая длительные поездки некомфортными. Высота пола тут нормальная, такая же, как и у С4 с ДВС – и вместимость багажника тоже.

Выбор прагматика
Несмотря на спорный внешний вид, E-C4 – неплохой автомобиль на каждый день, с достаточным пространством для четверых и реальным запасом хода около 250 км на одной зарядке. Это одна из тех машин, которые вознаграждают аккуратное, экономное вождение: если на улице не слишком жарко и не слишком холодно, вы без особых усилий сможете растянуть заряд батареи и на все 300 км.
Электрический C4 на треть дороже моделей на ископаемом топливе. На большинстве европейских рынков цены начинаются с €35 000, но это до применения каких-либо льгот. Например, в Румынии можно приобрести E-C4 по цене от €27 400 – с учетом того, что вы получаете, это довольно выгодное предложением.
Да, у него не самый большой запас хода и не лучшая динамика в классе, но все-таки это далеко не самый дорогой автомобиль в своей размерной категории. Так что если вы сможете смириться с его внешним видом, он, безусловно, заслуживает вашего внимания.
ХАРАКТЕРИСТИКИ CITROEN E-C4