"Технологическая компания из Кремниевой долины выпускает в продажу очередное мобильное устройство класса люкс..." Сколько можно, да? Ну надоело же! Только в данном случае компания – это Lucid Motors, а устройство – это Air, до отказа напичканный гаджетами электрический седан на батарейках, который обещает большой запас хода и сумасшедшую динамику. 

Эту песню мы слышали не раз, а люди, стоящие за Lucid, и подавно знают ее наизусть. Действительно, большинство из них стали частью этой истории, покинув иные технологические и автомобильные миры – Tesla, Audi, Apple и т.п. Их опыт в сочетании со здоровой конкуренцией обеспечил Lucid данными о том, что надо и чего не надо делать, если хочешь заявить о себе в сегменте люксовых электромобилей.

В результате появился Lucid Air, который недавно пополнил свой растущий ассортимент версиями Grand Touring и Grand Touring Performance. Эти новые варианты Air представляют собой автомобиль, который демонстрирует сдержанность в отдельных характеристиках, но при этом предлагает просто безумную динамику и мощь. 

2022 Lucid Air Grand Touring

Сила – в эффективности

Два компактных силовых агрегата – по одному на ось – обеспечивают моделям Grand Touring и Grand Touring Performance от 820 до 1050 лошадиных сил соответственно. Крутящий момент в 1200-1250 Нм передается на все четыре колеса, обеспечивая заявленный разгон до сотни: 3,1 секунды у Lucid Air Grand Touring и 2,7 секунды у GTP. Обе версии обладают максималкой в 270 км/ч, которая ограничена электроникой. 

Секретным ингредиентом этой чудовищной мощи служит пристальное внимание к эффективности. Во время моего визита в штаб-квартиру Lucid главный инженер и старший вице-президент по продуктам Эрих Бах провел для нас обзор существующих технологий электродвигателей, рассказав о различных итерациях разработки электромоторов, которая шла на протяжении многих лет. 

Бах объяснил, как расточительная и трудоемкая сборка уступила место более продуманной и эффективной конструкции, что привело к созданию более компактных, легких и мощных силовых установок. В частности, последовательная навивка медных проводов в сердечнике статора двигателя от Lucid, напоминающая шпильки, выгодно контрастирует с грубой, беспорядочной намоткой в устройстве конкурента. 

2022 Lucid Air Grand Touring

Эта аккуратность по заветам мастера Йоды ведет к сокращению размера, уменьшение обеспечивает улучшение охлаждения, лучшее охлаждение позволяет оптимизировать подачу мощности, и в конце концов появляется более легкий и компактный силовой агрегат. Обтекаемая конструкция позволила инженерам не только сделать мотор небольшим, но и найти другие возможности для инноваций, например, встроить открытый дифференциал прямо в ротор электродвигателя. Для водителя это означает уже упомянутую высокую мощность в сочетании с малым весом и большим пространством для установки дополнительного оборудования. 

Три различных режима движения легко превращают Lucid Air Grand Touring из роскошного шаттла в яростный спорткар и обратно. Режим Smooth соответствующим образом снижает агрессию: смягчает отклик при нажатии на акселератор, распускает адаптивные амортизаторы и по полной задействует системы контроля устойчивости. Sprint, наоборот, откупоривает всю мощь, на которую способен Lucid, одновременно ужесточая амортизаторы и усыпляя контроль стабильности. А режим Swift – промежуточный, среднее арифметическое между "Смуфом" и "Спринтом".

Выбор режима влияет также на работу системы рекуперации, которую можно настраивать через меню. Хотя полностью отключить ее нельзя, сочетание минимальной рекуперации и режима Swift делает езду более обыкновенной, привычной, хотя возможность активно кататься "в одну педаль" – это постоянное искушение в электромобиле.

2022 Lucid Air Grand Touring

На полном ходу Lucid Air Grand Touring поразительно легко справляется с виражами извилистых дорог. И Grand Touring, и Grand Touring Performance очень талантливы в этом отношении, причем Performance отличается повышенной мощностью и немного более спортивным тюнингом. 

Традиционные пружины вместо популярной в этом жанре пневмоподвески и гидравлические тормоза делают Lucid более увлекательным при быстрой езде, чем некоторые его современники – например, Mercedes-AMG EQS. Отсутствие синтезированных звуков позволяет водителю услышать работу моторов и шин в процессе прохождения поворота и наметить зону торможения, пока Air мчится к следующему виражу. Для автомобиля весом 2360 кг он очень предсказуем и послушен, поэтому даже его огромной мощности никогда не бывает слишком много. 

Тормоза кажутся самым слабым звеном в общей картине динамики, но Air, в конце концов, был рожден роскошным седаном, а не раллийным болидом. Однако сомневающимся в его спортивных возможностях стоит обратить внимание на выступление Air на Фестивале скорости в Гудвуде в этом году: бывший Стиг из TopGear и каскадер Джеймса Бонда Бен Коллинз взлетел на нем на знаменитый гудвудский холм, установив рекордное время и принеся Lucid титул самого быстрого серийного автомобиля на мероприятии в этом году.

2022 Lucid Air Grand Touring

Аккумулятор, запас хода и зарядка

Поскольку компания Lucid начинала свою деятельность как разработчик батарей для электромобилей, зарядка и хранение энергии – это особое перышко на шляпе бренда. Батарея Air Grand Touring имеет емкость 112 кВтч, а для Grand Touring Performance она увеличена до 118 кВтч. По оценкам EPA, этого достаточно для преодоления 718 или 830 км, в зависимости от версии и комплектации 19- или 21-дюймовыми колесами. Наиболее эффективная комбинация дает расход в 13,5 кВтч на 100 км пробега, если не особо жать на педаль. 

Быстрая подзарядка – заслуга люсидовской Wunderbox, более, чем 900-вольтовой архитектуры, при подключении к 350-киловаттному быстрому зарядному устройству постоянного тока способной за 21 минуту вернуть в батарею истраченные 483 км (300 миль) пробега. Lucid не дает четкого ответа на вопрос о том, как быстро Air заряжается при подключении к сетям второго уровня. Но компания заявляет, что система Lucid Connected Home Charging обеспечивает до 65 км пути на энергии, возвращаемой автомобилю после часовой зарядки. Этот показатель увеличивается, если устройство подключено к розетке NEMA 14-50.

Аппаратное обеспечение Wunderbox также позволяет энергии Air Grand Touring течь в обоих направлениях, поэтому он может запитать дом с системой Lucid Connected Home Charging System – или другой электромобиль, требующий немедленного заряда.

2022 Lucid Air Grand Touring

Технологии, интерфейс, автопилот

Внутри Air Grand Touring – элегантный интерьер, в котором ключевые слова – не только "минимализм", но и "дизайн". "Парящий" 34-дюймовый дисплей под единым стеклом простирается от водительской двери до центральной консоли. Этот дисплей разделен на три секции: левая отведена под обыденные функции, такие как стеклоочистители, дверные замки и фары, центральная – под панель приборов, а правая – под навигацию и развлечения. 

Это простенький интерфейс, который не особо меняется при использовании различных элементов. Например, центральная секция гораздо менее настраиваемая, чем в других автомобилях класса люкс, электрических или традиционных. Она просто отображает значения нескольких важных параметров, таких как скорость, остаток заряда и состояние системы помощи при движении. Изменяется картинка только при использовании сигнала поворота, превращаясь в монитор слепых зон. 

Правый сенсорный экран работает в паре с 12,3-дюймовым экраном на центральной консоли. На этом дополнительном экране расположены элементы управления различными режимами движения, системой отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, а также меню более глубоких настроек различных функций автомобиля. Проведя пальцем по приборному экрану, водитель может активировать такие функции, как расширение карты навигатора вниз на приборный экран для дополнительных вариантов маршрута – но как бы ни было приятно такое расширение, оно обнажает недостатки пользовательского интерфейса. 

Lucid Air interior

Разделение и оптимизация функций – это хорошо, но этому интерфейсу не хватает гибкости, которая есть у других приложений. Например, нет возможности отобразить карту на приборной панели, а развлекательные программы – на консоли, или наоборот, или в любом другом сочетании: тут строго либо одно, либо другое. И алгоритмы, и пустоты на экранах можно было бы использовать лучше – к счастью, уже есть обновления, которые должны снять некоторые из этих проблем. 

Система помощи при вождении представлена в виде DreamDrive Pro – системы Lucid для машин с лидарами. В будущем предполагается дооснащение оборудованием для более сложных автономных режимов – например, вождения без рук на шоссе: сейчас все это находится в разработке. В настоящее время система электронной помощи водителю использует 32 различных датчика для работы в качестве системы адаптивного круиз-контроля, помощи при парковке и помощи на шоссе. Ситуационный дисплей, аналогичный дисплею Tesla, с помощью графических изображений автомобилей информирует водителя о том, что Lucid видит перед собой. При включенной системе удержания полосы движения уровень ее навязчивости задается водителем: от предупреждений до вмешательства в управление. При переходе к спортивным настройкам эту функцию лучше отключить совсем, но она, как и многие другие, зарыта глубоко в меню. 

2022 Lucid Air Grand Touring

Слишком обтекаемый?

Нет сомнений в том, что Lucid Air Grand Touring Performance вызовет ошеломляющий восторг у любого, кто сядет за руль. Его огромная мощь вкупе с обычной подвеской и гидравлической тормозной системой объединила в себе передовые технологии с проверенными временем решениями, в результате чего получился поразительно быстрый автомобиль с невероятной управляемостью и приличным уровнем обратной связи с водителем. Его мощность и запас хода не оставляют желать лучшего, а если время "простоя у розетки" окажется настолько незначительным, как утверждает Lucid, Air Grand Touring Performance станет новой иконой для многих поклонников электромобилей. 

Однако при стартовой цене $154 000 за Grand Touring и $179 000 за Performance  предложения Lucid в области персонализации и программного обеспечения представляются откровенно скудными. Нет, мы двумя руками за простоту и "обтекаемость" интерфейса  – нет когнитивной перегрузке! Но опытные владельцы электромобилей, привыкшие все подгонять под себя и переключать на лету, будут однозначно разочарованы необходимостью долго ковыряться в люсидовских меню. 

То же самое касается полного отсутствия гибкости в зонировании и функционале дисплея мультимедиа-системы. Спасительным моментом здесь является то, что все эти проблемы можно решить с помощью OTA-обновлений, над которыми Lucid постоянно работает – тут многое можно скорректировать, учитывая отзывы покупателей. Жаль, что пока есть вопросы к выделению денег на разработку обещанных функций – и было бы упущением не подчеркнуть, насколько важны эти "инвестиции в доверие клиентов" с финансовой точки зрения.

Однако в целом Lucid Air – однозначно впечатляющий электромобиль со звездными характеристиками: ему требуется лишь несколько программных обновлений для устранения недостатков.

Галерея: Lucid Air Grand Touring

Коротко о главном

Сколько стоит Lucid Air?

Цены на Lucid Air в начальных версиях Pure и Touring, которые пока недоступны, в США начинаются от $93 900 и $127 400 соответственно, включая плату за доставку в размере $1500. Обе комплектации появятся на рынке позже в этом году. Зато навороченные Air Grand Touring и Grand Touring Performance уже поступили в продажу – по цене от $155 500 до $180 500.

Скажите, Lucid – это китайская марка?

Нет. Lucid — это публичная американская компания, базирующаяся в калифорнийском городе Ньюарк.

Lucid Air уже выпускается серийно?

Да. В настоящее время Lucid поставляет модификации Air Grand Touring и Grand Touring Performance. Базовая комплектация Pure и средняя Touring поступят в продажу в четвертом квартале 2022 года.

LUCID AIR GRAND TOURING PERFORMANCE (2022)

Мотор два электромотора на постоянных магнитах
Мощность 1050 л.с. / 1250 Нм
Коробка передач одноступенчатая
Тип привода полный
Аккумулятор 118 кВтч, литий-ионная
0-100 км/ч 2,7 секунды (ориентировочно)
Максимальная скорость 270 км/ч
Запас хода на электричестве 830 км
Тип зарядки 110 В / 240 В / 300 кВт (постоянного тока)
Масса 2380 кг
Количество мест 5
Объём багажника 909 л
Начальная цена $179 000 + $1500 за доставку (в США)
Стоимость тестового автомобиля $180 500 (в США)