«Прорыв» – затертое, навязшее на зубах слово. В наши дни мы слышим его так часто, что, кажется, уже не понимаем, что же такое на самом деле эти «прорывные технологии». Но вот вам живой пример: Rivian R1S настолько хорош, что может стать реальным прорывом в сегменте премиальных внедорожников и автомобилей для приключений.

Покатайтесь на нем несколько дней, намотайте сотни километров по асфальту, проведите пару часов на сложном внедорожном маршруте, как это сделали мы – и наверняка с этим согласитесь. Лучший способ понять возможности R1S для того, кто еще не испытал его сам, – это представить себе гибрид Range Rover, Mercedes G-Class и Lamborghini Urus. Причем полученный в результате супервездеход все равно будет уступать Rivian R1S! А теперь добавьте, что траты на топливо и обслуживание у R1S составят от одной трети до половины аналогичных затрат у традиционных внедорожников класса люкс... Вот это и называется «прорыв».

Данные Rivian R1S Launch Edition
Двигатели 4 переменного тока на постоянных магнитах (по одному на колесо)
Мощность 847 л.с. / 1230 Нм
Аккумулятор 135 кВтч, литий-ион
Запас хода 509 км
Цена тестового в США $86 075

Rivian R1S, первая поездка

Уверенность и мощь

Первоначально R1S будет предлагаться с той же четырехмоторной системой полного привода общей мощностью 847 л.с. и крутящим моментом 1230 Нм, что и его собрат, пикап R1T. Как и в случае с R1T, автопроизводитель планирует представить в 2024 году более дешевую двухмоторную полноприводную версию, которая, по заявлениям Rivian, будет иметь мощность более 600 л.с. и момент 800 Нм. 

Но иметь огромную мощность – это одно, а эффективно использовать ее на асфальте (а тем более в грязи), в различных дорожных условиях – совсем другое. Четырехмоторная трансмиссия Rivian с системой независимой векторизации крутящего момента мгновенно подстраивается под ситуацию, отправляя необходимое количество мощности на колеса с максимальным сцеплением с дорогой еще до того, как водитель все это осознает. 

Независимая пневматическая подвеска с активным демпфированием обеспечивает регулировку клиренса более, чем на 15 см: с нашей грязной экскурсией на промокшую от дождя внедорожную трассу у трека Монтичелло в окрестностях Нью-Йорка она справилась более чем достойно. 

Надо сказать, что мы уже от души покатались на разных Rivian R1T. Но как бы нас не впечатлял электрический пикап марки, R1S – еще лучший внедорожный зверь. В первую очередь потому, что у него короче колесная база (3080 мм против 3450 мм) и общая длина (5100 мм против  5510 мм у пикапа) при одинаковых силовых агрегатах и мощности. R1S явно более маневренный, чем R1T, а в сложных ситуациях такое трудно переоценить. 

Rivian R1S in compass Yellow with frunk open

До и во время нашего пребывания на внедорожной трассе в течение нескольких часов лил дождь. Это дало нам прекрасную возможность в полной мере испытать внедорожные режимы езды R1S, которые оптимизируют клиренс, распределение мощности, жесткость подвески и даже настройку отклика педалей. Как и у R1T, платформа-скейтборд с электрической трансмиссией означает, что днище машины не загромождено агрегатами, которые можно повредить при езде по экстремальному бездорожью. Поэтому защитный экран из высокопрочной стали, алюминиевого сплава и углеродного волокна тут прикрывает только расположенную под кабиной батарею.

Большую часть трассы мы прошли в стандартном внедорожном режиме под названием "Off Road All-Terrain". Также есть еще четыре внедорожных режима вождения: Rock Crawl, Rally, Drift и Soft Sand.

Съезжая с проторенной дороги, можно использовать встроенный воздушный компрессор (базовое оснащение), чтобы приспустить шины и проложить в каньонах несколько новых троп. Низкий центр тяжести благодаря большому аккумуляторному блоку R1S – конструктивное преимущество, которым электромобиль обладает по умолчанию, но команда инженеров Rivian получает высокие оценки за то, насколько хорошо работает подвеска. R1S совершенно не ощущается полноразмерным внедорожником: он проворен и легок на подъем, если вам нужно энергично порулить, и в то же время мягкий, плавный и бесшумный, когда вы этого хотите. 

На ходу R1S напоминает спортседан, а не громоздкий внедорожник весом более трех тонн. Режим движения All Purpose идеально подходит для большинства повседневных ситуаций. В этом режиме дорожный просвет стандартный, подвеска распущена, а система электронной стабилизации полностью активна. Также используется умеренное рекуперативное торможение. 

Но когда впереди извилистая дорожка, а вам нравится быстро проезжать повороты, можно переключиться в режим Sport. В нем подвеска становится максимально жесткой, а клиренс снижается до минимума. Больше мощности уходит на задние колеса, помощь ESP ограничивается. Нажмите на газ в режиме Sport, и R1S с места разгонится до 100 км/ч за... три с небольшим секунды! Примерно так же набирает скорость Lamborghini Urus за $230 000. 

Rivian R1S in Compass Yellow

Батарея, запас хода, зарядка

В R1S используется тот же блок батарей общей емкостью 135 кВтч, что и в R1T, а фактическую полезную емкость Rivian не публикует. Однако наша проверка запаса хода R1T на скорости 115 км/ч показала, что полезная емкость составляет примерно 125 кВтч. 

Этот аккумуляторный блок Rivian называет «большой» батареей. По оценке EPA запас хода R1S с «большой» батареей составляет 509 км, что на целых 3 км больше, чем у пикапа R1T. В настоящее время компания производит R1S только с большим блоком, но в будущем R1S будет предлагаться со «стандартной» батарей общей емкостью 105 кВтч и меньшим запасом хода (предположительно около 418 км), а также с «Макс»-батареей на 180 кВтч (ожидаемая дальнобойность более 640 км). 

R1S оснащен 48-амперным бортовым зарядным устройством и способен заряжаться от 240-вольтового источника Level 2 мощностью до 11,5 кВт. При подключении к 48-амперной зарядке R1S будет наращивать запас хода со скоростью до 40 км/ч. Компания Rivian анонсировала выпуск собственной 48-амперной зарядной станции для дома, которая будет синхронизироваться с приложениями Rivian Vehicles и Rivian, однако пока этого устройства в продаже нет. 

В стандартную комплектацию всех автомобилей Rivian входит универсальный (120/240 В) 32-амперный зарядный кабель. Если им подключиться к американской 120-вольтовой сети через 240-вольтовый адаптер, R1S будет заряжаться со скоростью около 24 км/ч. 

White Rivian R1S charging on Rivian Waypoint charger

Быстро заряжается постоянным током R1S через разъем CCS (Combo) и может принимать мощность до 220 кВт. Параметры зарядки должны быть такими же, как у R1T: наши тесты R1T показали, что при подключении к станции постоянного тока мощностью 350 кВт подзарядиться с 10 до 80% можно примерно за 40 минут. Аналогичный процесс на устройстве мощностью 150 кВт потребует на 5 минут больше. Отметить это важно, поскольку станций, способных выдать 150 кВт, пока гораздо больше, чем крутых «суперзарядок» на 350 кВт.

Если в качестве пункта назначения в навигационной системе установить станцию быстрой зарядки постоянным током, R1S автоматически начнет предварительную подготовку батареи – при помощи нагрева или охлаждения, по ситуации – чтобы обеспечить оптимальную скорость зарядки.  

Как и Tesla, Rivian строит собственную сеть высокоскоростных станций быстрой зарядки постоянным током – под названием Rivian Adventure Network. К 2023 году компания обязалась установить в США 3500 станций быстрой зарядки вдоль основных магистралей и в популярных местах вне дорог. Первоначально сеть будет доступна исключительно владельцам электромобилей Rivian, и компания пока не решила, откроет ли в будущем доступ машинам других марок. 

Зарядные устройства Rivian Waypoint – это 240-вольтовые зарядные станции Level 2, расположенные рядом с торговыми центрами, ресторанами, отелями, парками, туристическими тропами и другими популярными местами. Они способны выдавать до 48 ампер (11,5 кВт), однако местами планка может быть снижена сообразно возможностям местных энергосетей. Компания Rivian установит более 10 000 зарядных устройств Waypoint на территории США и Канады – и, в отличие от Rivian Adventure Network, Waypoints будут общедоступными и открытыми для владельцев любых электромобилей. 

Просторный, комфортабельный салон

Проникнув внутрь R1S, вы попадете в объятия хорошо продуманного интерьера и удобных, плотно обнимающих кресел. Сиденья предлагаются только с отделкой из «веганской кожи», имеют подогрев и вентиляцию. Подогрев руля также входит в базовую комплектацию. Компоновка в целом стандартная: с 15,6-дюймовым сенсорным дисплеем в центре и 12,3-дюймовой цифровой панелью приборов перед водителем. 

R1S доступен только в трехрядной семиместной конфигурации – от планов предлагать как семиместную, так и пятиместную версии автопроизводитель уже отказался. 

Rivian R1S dashboard
Rivian R1S second row seats
Rivian R1S Lower storage compartment

Обзорность для автомобиля такого размера и формы средняя, но 10 внешних камер и режим Bird's Eye View («вид с высоты птичьего полета») помогают закрыть белые пятна на карте окружающей машину территории. 

Центральный 15,6-дюймовый тачскрин яркий, четкий и очень отзывчивый. Это основной пульт управления навигацией, климат-контролем, режимами движения, настройками и мультимедиа. Кстати, о мультимедиа: ни Apple Carplay, ни Android Auto в R1S нет. Rivian использует собственную операционную систему и, похоже, не планирует интегрироваться с этими сервисами.

Нам это кажется это ошибкой: привыкнув к операционной системе, которая стоит на их гаджетах, автовладельцы предпочитают работать с ней и в личном автомобиле. Так что это одно из решений, которое, как мы надеемся, Rivian впоследствии отменит. 

Сиденья второго ряда складываются в пропорции 40/20/40, а третий ряд имеет разделение 50/50: в R1S можно разместить до пяти детских кресел. Когда оба задних ряда сложены, образуется достаточно места для надувного матраса. Rivian предоставил нам на пробу обычный матрас, и если бы у нас был выбор, в походе мы бы спали точно на нем, а не в палатке. Вишенка на этом торте – великолепный вид на звезды, открывающийся благодаря панорамной стеклянной крыше. 

Rivian R1S on winding road

Продвинутые электронные ассистенты

В стандартную комплектацию R1S входит широкая гамма передовых систем помощи водителю (ADAS). Главная система называется Rivian Driver + и включает в себя адаптивный круиз-контроль, систему помощи при смене полосы движения, а также помощника при движении в полосе. При движении задним ходом и на стоянке помогают система предупреждения о подъезжающих сзади, автопарковщик и ассистент движения с прицепом. 

Как и Super Cruise от General Motors и BlueCruise от Ford, Rivian Highway Assist – это автопилот, позволяющий не держать руки на руле. Он включает автоматическое руление, торможение и ускорение, но может работать только на определенных шоссе, которые были предварительно нанесены на высокоточную карту. Rivian использует базовые карты сторонних производителей, а также собирает собственные данные с помощью набора датчиков на автомобиле.

Система работает очень хорошо. С момента наших первых опытов использования ассистента при движении по шоссе на R1T, когда обнаружилось отсутствие центровки в полосе, Rivian значительно повысила ее эффективность. R1T болтался в границах полосы значительно сильнее, чем нам бы хотелось, а R1S был вполне стабилен и большую часть времени двигался строго посередине.

Rivian R1S and Rivian R1T

Так же хорош, как R1T?

В свое время, после нескольких совместных дней в горах Колорадо, мы дали Rivian R1T очень высокую оценку. И перед поездкой на R1S мне было трудно представить, что этот внедорожник может понравиться нам больше того пикапа. Но именно так и случилось! 

Как на дороге, так и на бездорожье R1S оказался хоть чуточку, но лучше во всем, кроме буксировки – поскольку R1T способен тащить за собой целых 5 тонн (R1S может только 3,5 т). Вне дорог существенно более короткая колесная база R1S действительно имеет огромное значение. Но длина – не единственное геометрическое преимущество R1S. Угол въезда составляет 34,3 градуса против 30 у R1T, а угол съезда – 29,6 градуса против 26,4. В оффроуде R1S неудержим: он делает бездорожье забавой даже для того, кто в жизни практически не съезжал с асфальта. 

Вне дорог существенно более короткая колесная база R1S действительно имеет огромное значение.

Даже при старте с $84 500 за четырехмоторную версию в богатой комплектации, цена R1S вполне разумна для этого класса и сегмента. Тому, кто готов подождать немного дольше, двухмоторный AWD R1S с большой батарей достанется за $78 500, а со стандартной – за $72 500. 

R1S – не просто электрический внедорожник. Это просто лучший универсальный автомобиль – сильно круче традиционных вездеходов с ДВС, причем даже тех, которые более чем вдвое дороже. Единственный оставшийся вопрос: сможет ли Rivian нарастить серийное производство до того, как конкуренты догонят R1S по возможностям? Если да, то на дорогах обязательно появится немало R1S – и это, учитывая ценник, скажет о многом.

Rivian R1S Launch Edition

Мотор 4 переменного тока на постоянных магнитах (по одному на колесо)
Мощность 847 л.с. / 1230 Нм
Тип привода Полный
Аккумулятор 135 кВтч, литий-ион
0-100 км/ч 3,2 секунды
Максимальная скорость 200 км/ч (ограничена электроникой)
Запас хода на электричестве 509 км
Время зарядки Level 2 (240 В) 11,5 ч / быстрая постоянным током (~400 В): с 10% до 80%: 40 мин
Тип зарядки 120 В: 1,2 кВт / 240 В: 11,5 кВт / быстрая постоянным током: 220 кВт
Масса 3140 кг
Количество мест 7
Объём багажника 2940 л
Буксировка 3490 кг
Полезная нагрузка 816 кг
Начальная цена $72 500 + $1075 за доставку до дилера (в США)
Стоимость тестового автомобиля $86 075 (в США)