Тычу пальцем в кнопку D-for-drive на центральной консоли, чтобы выключить режим Park: никакой индикации нет, но вроде как должно ехать. Плавно жму на акселератор, и... и... ничего. Совсем. Полное отсутствие всякого присутствия. Эй, а эта штука вообще работает?

Еще раз на кнопку, на педаль... нет, тишина. А еще раз? Снова нет? Да елки же палки! В отчаянии вдавливаю педаль «газа» в пол, и – алилуйя! – "Винфаст" внезапно трогается с места. Так себе начало знакомства с авангардом вьетнамского автопрома. Но пациент по крайней мере жив. 

И за рулем сверкающего алым лаком предсерийного VinFast VF8 в топ-комплектации Plus с самой большой батареей мне, в общем-то, неплохо. Экстерьер и интерьер машины выглядят зрелыми – местами немного непривычно, но в целом приемлемо и даже узнаваемо.

Галерея: Vinfast VF8, первый тест

Сиденья мягкие, удобные. Кожаный обод руля «по-спортивному» слегка приплюснут снизу и позволяет удобно разместить руки «на 9 и 3 часа», поверх горизонтальных спиц. Водителя и пассажира разделяет высокий, тоже обтянутый кожей хребет центральной консоли, протянувшийся от передней панели до самых спинок сидений. Единственный 15,6-дюймовый тачскрин в салоне расположен по центру приборной панели в альбомной ориентации, а-ля Tesla Model Y.

Качество отделки и сборки салона вполне себе премиальное – как, собственно и весь вьетнамский электрокар. В США рекомендованные цены на него на него начинаются с $48 000 – однако к ним надо добавить ежемесячные $35 за аренду батареи и дополнительные $0,11 за каждую милю пробега, если превысишь 310 миль в месяц (аренда батареи без ограничения пробега обойдется в $110 в месяц).

В принципе, примерно так я себе это и представлял. Думаю, он может стать реальным соперником корейских Kia EV6 или Hyundai Ioniq 5 – особенно если бы не эта странная доплата за батарею.

Vinfast VF8 First Drive

Долго летели, коротко ездили 

Увы, мое пребывание в водительском кресле оказалось недолгим. Хотя компания Vingroup – крупный и разносторонний бизнес-конгломерат – в рамках своей амбициозной программы Vingroup Elite Vietnam 2022 привезла нашу делегацию журналистов, влиятельных лиц, инвесторов и деловых партнеров во Вьетнам на целых пять дней. Однако ездовое знакомство с первым автомобилем VinFast для внутреннего и внешнего рынков ограничилось, по сути, двухкилометровым отрезком прямой.

Дело было на территории огромного заводского комплекса автопроизводителя в Хайфоне, на побережье северной части страны. Нам разрешили проехать полкилометра по закрытой дороге, развернуться, проехать целый километр в обратном направлении до кольцевой развязки, снова развернуться и вернуть машину в исходную точку. 

Маршрут оказался настолько коротким, что я боялся не получить вообще никакого представления о новом электромобиле и его готовности к выходу на североамериканский рынок. Ведь компания планирует доставить первые VF8 в США до конца 2022 года! При таких амбициозных сроках я ожидал, что тестовый автомобиль будет практически готовым к производству. Но оказалось, что это не так.

Vinfast VF8 First Drive

Зелен виноград 

Сознавая краткость предоставленного шанса, я постарался уделить самое пристальное внимание всем деталям, особенно нюансам работы электрической трансмиссии. Оценил калибровку педали акселератора – от начала движения до остановки, отзывчивость рекуперативного торможения...

И «Винфаст» с разбегу ударил в грязь своим затейливым, придуманным Pininfarina лицом.

Пристегнувшись, я сразу начал тыкать в центральный дисплей в надежде выбрать настройку рекуперативного торможения. Ведь меню на «выставочном» экземпляре автомобиля однозначно намекало на то, что уровней рекуперации тут минимум два, а также имеется полноценный режим езды «в одну педаль».

Однако в нашем меню никаких упоминаний о рекуперации обнаружить не удалось. А когда я попросил помощи у сотрудника компании на пассажирском сиденье, он поведал, что «у этого автомобиля различных уровней рекуперации нет». УА-Уа-уа-уа...

Ну, а когда я попробовал тронуться с места, приключилась история, уже описанная выше.

Оказалось, что для вывода электромобиля из спячки педаль акселератора нужно продавить как минимум сантиметра на полтора. Но когда машина все же сдвинулась с места, я попробовал пришпорить ее сильней. И она отреагировала отлично: двухмоторная система полного привода с отдачей в 402 лошадиных силы и 620 Нм крутящего момента обеспечивает неплохой разгон. По документам Plus должен разгоняться от нуля до 100 км/ч за 5,4 секунды, и, похоже, он это реально может.

Vinfast VF8 First Drive

В обоих вариантах комплектации – Eco и Plus – будут доступны два варианта батареи на выбор. «Стандартный диапазон» (SR) емкостью 82 кВтч сулит 418 км пробега до подзарядки в Eco и 399 км в Plus. «Расширенный диапазон» (ER) на 87,7 кВтч, обещающий 470 км в «Эко» и 446 км в «Плюсе».

А вот динамику обещают одну и ту же при любом размере батареи. Это немного неожиданно – и по ходу дальнейших испытаний будет любопытно посмотреть, так ли оно на самом деле.

Свою работу по превращению электроэнергии в скорость двигатели делают довольно тихо. Но тишина не абсолютна – слышен слабый высокочастотный вой, особенно когда электроны устремляются обратно в батарею: возможно, он исходит от инвертора.

Мы быстро достигли конца первого короткого участка и развернулись в обратный, чуть более длинный путь. Вдавливаю педаль в пол, и кроссовер снова быстро набирает скорость. Быстро, но спокойно, без огонька: ни единого намека на пробуксовку.

Когда я отпустил акселератор, в действие вступило хилое рекуперативное торможение. Оно явно слабее, чем хотелось бы большинству опытных водителей электромобилей, но, по крайней мере, хоть как-то система работает.

На разворотном круге в конце прямика я добавил тягу – сначала плавно, а на последних 50 градусах поворота резко «наступил». В ответ автомобиль на довольно мягкой подвеске накренился – вполне, впрочем, ожидаемо с учетом тяжеленного блока батарей, понижающего центр тяжести.

При этом шасси показалось мне вполне сбалансированным, с легким намеком на недостаточную поворачиваемость. Для активного прохождения поворотов – то, что доктор прописал. Так что завершился наш суперкороткий тест все-таки на мажорной ноте.

Vinfast VF8 First Drive

Ожидали большего 

После тест-драйва у меня была возможность поговорить с главным разработчиком Vinfast VF8 Хуи Тьеу. Ему и другим представителям компании было интересно услышать отзывы журналистов, узнать побольше об автомобиле и качестве его разработки со стороны.

Я, как и остальные участники тест-драйва, выразил озабоченность готовностью машины. Объяснил, что электромобиль, настолько близкий к конвейеру, должен иметь правильные настройки рекуперативного торможения, лучшую калибровку педалей и вообще быть более «доделанным».

Конечно, мы ездили на предсерийном экземпляре. Но компания Vinfast для нас пока что кот в мешке: мы не знаем, чего от нее ждать. Насколько успешно она сумеет устранить выявленные недостатки в серийном производстве – в отличие, скажем, от Mercedes или BMW? Да, другие автопроизводители тоже разрешают журналистам опробовать свои еще не совсем законченные продукты. Но, в отличие от вьетнамцев, у них есть опыт доводки новых машин до полной готовности в намеченные сроки.

У господина Тьеу – десятилетия опыта в области автомобильной инженерии, в основном в General Motors: в последнее время он участвовал в разработке платформы Ultium, которая лежит в основе Cadillac Lyriq. Он внимательно выслушал наши опасения и признал, что времени на исправление недостатков действительно немного. Производство автомобилей в США должно стартовать примерно в конце августа, а машины для внутреннего рынка начнут производить уже в мае.

Так что сроки сжатые, но VinFast в своей короткой истории всегда стремился к скорости – к решению больших задач за минимальное время. Председатель Фам Нят Выонг известен тем, что всегда ставит перед собой амбициозные цели и умеет подбирать нужных людей для достижения результата. Например, за два года до того, как с конвейера сошли первые автомобили, на месте завода было болото. 

Vinfast VF8 First Drive

Тьеу сказал, что «железо» VF8 считается практически готовым, хотя после недавних испытаний в Испании они собираются еще немного доработать подвеску. А еще он признал вероятность того, что режим вождения «в одну педаль» некоторым владельцам придется добавлять уже после начала поставок, через программный апдейт «по воздуху» (OTA).

Но долго ждать, чтобы узнать, какого прогресса добилась компания с VF8, нам не придется: уже скоро автопроизводитель привезет машины в США и снова передаст их в руки критически настроенной прессы. И трасса испытаний в этот раз будет более длинной и сложной. 

Уверенности в том, что к началу этой демонстрации через несколько недель автомобили будут полностью готовы, у нас, конечно, нет. Зато уже известно, что нашей критики молодой автопроизводитель из Вьетнама не боится – и метит по-настоящему высоко.

ХАРАКТЕРИСТИКИ VINFAST VF8

Мотор Два, на постоянных магнитах
Мощность Eco 348 л.с., 500 Нм / Plus 402 л.с., 620 Нм
Коробка передач Односкоростная
Тип привода Полный
Аккумулятор SR - 82 кВтч, литий-ион / ER 87,7 82 кВтч, литий-ион
0-100 км/ч Eco 6 секунд / Plus 5,4 секунды
Запас хода на электричестве Eco SR 418 км / ER 470 км / Plus SR 399 км / ER 446 км
Время зарядки Быстрая зарядка SR 10-70% <24 мин / ER 10-70% 31 мин
Количество мест 5
Начальная цена $40,700 + доставка и плата за аренду батареи (в США)
Trim Base Price $47,700 + доставка и плата за аренду батареи (в США)
Стоимость тестового автомобиля $48,000 + доставка и плата за аренду батареи (в США)