Основатель Формулы Е Алехандро Агаг – прирожденный продавец. Он продаст вам все, что угодно – от билетов на инопланетное вторжение до чулок, оставшихся в наследство от прабабушки.

Вчера вечером в Монако он, среди прочего, продавал публике идею нового поколения электрических болидов Формулы Е. Для Агага это был момент истины. И вот почему.

Битва за воздух

Похоже, все население экономически успешных стран пришло к консенсусу: далее сжигать ископаемое топливо нельзя. Точнее, можно, но желательно недолго. К 2030, максимум к 2035, ну совсем в крайнем случае к 2040 году необходимо отказаться от торговли машинами, которые ездят на нефтепродуктах.

Казалось бы, что сложного в том, чтобы и в гонках пересесть на электрокары? Можно сказать, что ничего. Но есть несколько маленьких нюансов. Один из них заключается в том, что электрические гоночные машины пока сильно медленнее бензиновых. Дело тут не в мощности, а в весе батарей, способных эту мощность запитать.

Простой пример – Монако. Это единственное место, где гонки Формулы 1 и Формулы Е проходят на одной и той же трассе. Время круга Формулы 1 – 1 минута и 10 секунд. Формулы Е – 1 минута и 31 секунда. 21 секунда отставания за один короткий, всего 3337 метров, круг – просто вечность.

Одноместный автомобиль Formula E третьего поколения

На фоне Формулы 1 экологичная электроформула выглядела гонками на самокатах. А тут еще и в Ф1 придумали, как обойтись без бензина: перейти на синтетическое топливо! Которое делается из воздуха при помощи чистого электричества. И воздух при этом не портит.

В итоге Агагу и его компании нужно было срочно показать, что по скорости Формула Е способна если не прямо сейчас догнать Ф1, то как минимум очень быстро прогрессировать. И с новым поколением болидов он это сделал.

Полный привод есть? А если найду?

Главная загадка нового поколения болидов Формулы Е – это какой у болидов привод. Официально об этом нигде ничего не сказано. Но сказано, что мотор-генераторов будет два, на передней и задней оси. А вот дальше начинается неразбериха.

Про передний агрегат мощностью 250 электрических киловатт сказано, что он генерирует эту энергию при рекуперативном торможении. Что логично: передние колеса в любой машине берут на себя основную работу по замедлению, и уж если и рекуперировать энергию обратно в батарею, то с них.

На задних колесах новой Формулы Е будет мотор уже на 350 киловатт. А вот традиционных тормозов сзади не будет вовсе: тормозного момента двигателя при рекуперации должно хватать с избытком.

При этом мощность болидов составит все те же 350 киловатт, и вроде как в релизе говорится об одном заднем моторе. Но к чему тогда называть передний агрегат мотор-генератором, а не просто генератором?

Одноместный автомобиль Formula E третьего поколения

В пользу того, что привод останется задним, косвенно говорят два фактора. Первый – это видео с презентации, где машина выполняет разворот на 180 градусов за счет пробуксовки только задних колес. Как говорится, слова тут излишни.

Второй фактор – это тот факт, что передний мотор-генератор будет унифицированным. Задний мотор автопроизводители изготавливают сами, а вот передний им станет поставлять FIA. И не сама. Вы, возможно, удивитесь, кто выиграл тендер: это Lucid, стартап Питера Роулинсона, некогда главного инженера Tesla Model S.

Так что Tesla пусть через много-много рукопожатий, но все же засветилась в главных электрогонках.

В общем, если от автоконцернов-участников мощность переднего мотора не зависит, то можно предположить, что на разгон он работать не будет. То есть это просто генератор, не более того.

Долгие быстрые пит-стопы

Еще одна загадка Формулы Е третьего поколения – пит-стопы. Они вроде бы будут, но как бы и нет.

В Формуле Е с самого начала придерживались очень здравой идеи использовать не специальные, а серийные шины от дорожных спорткаров. В самом деле, что нам смотреть на гонки на резине, которую не купишь в магазине? Да и стоят серийные модели шин существенно дешевле.

К тому же таких шин хватает на всю дистанцию гонки, так что заезжать для их смены на пит-стоп не нужно. При этом пит-стопы в Формуле Е были. В первом поколении емкости батарей на всю дистанцию не хватало, и пилоты… заезжали в боксы, чтобы перепрыгнуть из «севшей» машины в заряженную!

Во втором поколением болидов емкость батарей увеличилась и от пит-стопов отказались. Но гонки все равно получались относительно короткими, всего 100 километров дистанции (в современной Ф1 такие называют спринтами и иногда проводят по субботам, а дистанция воскресной гонки – не менее 300 км).

Что будет в следующем году, с третьим поколением болидов – непонятно. Изначально нам были обещаны пит-стопы для сверхбыстрой подзарядки. Уже тогда это звучало фантастично. Скажем, в Формуле 1 во времена разрешенных дозаправок топливом пит-стопы длились примерно 10 секунд. За это время пилот получал горючего на половину дистанции гонки, то есть минимум километров на 100.

Одноместный автомобиль Formula E третьего поколения

В Формуле Е болидам второго поколения на 100 километров нужно 50 киловатт-часов. Новая техника экономичнее – за счет лучшей рекуперации и меньшего веса. Ну, допустим, новым машинам потребуется 30 киловатт-часов на 100 километров или 15 киловатт-часов на половину дистанции.

Так вот, на презентации была озвучена предельная способность батарей по приему зарядного тока: его мощность может достигать 600 киловатт. По меркам дорожных электрокаров это очень много. Лучшие электромобили сейчас заряжаются постоянным током мощностью максимум в 350 киловатт, а та же Tesla – 250 киловатт.

Но если пересчитать на время, то 600 киловатт зарядной мощности – это всего лишь 10 киловатт-часов в минуту. 15 киловатт-часов за полторы минуты? Ну такой себе быстрый пит-стоп...

Батарея просит холода

Как вы уже догадались, у новых болидов Формулы Е будут и новые батареи. Их сделала компания Williams Advanced Engineering, некогда отделившаяся от команды Williams из Формулы 1.

За основу буди взяты пакетные литий-ионные аккумуляторы фирмы Total SAFT, которые на WAE собирают в батарею. И это, кажется, действительно произведение инженерного искусства. Во-первых, охлаждение пакета аккумуляторных ячеек – та еще задача. А во-вторых, зарядка током в 600 киловатт при относительно малой емкости – это прорыв.

Емкость нам пока не назвали, но прозрачно намекнули, что она снизится. Мол, меньший вес, лучшая регенерация – и столько киловатт-часов уже не нужно. Напомним, что пока в Формуле Е используются батареи на 54 киловатт-часа.

Одноместный автомобиль Formula E третьего поколения

В целом машины стали компактнее. Сократилась длина, ширина, колесная база. Все это должно улучшить борьбу на узких городских трассах: заторов станет меньше.

Но самое главное – сократился вес. Теперь болид весит 760 килограммов без гонщика и 840 с ним. Если гонщик весит менее 80 кг, то машине полагается довес. Для сравнения, новые болиды Формулы 1 весят уже 798 килограммов вместе с пилотом, то есть немногим меньше.

И последнее: почему он так выглядит?

Наш коллега из Motorsport.com Александр Кабановский метко обозвал третье поколение болидов Формулы Е «курсорами на колесиках». И отчасти он прав. Однако такой спорный дизайн имеет и доводы в свою пользу.

Вы удивитесь, но дело… в рекламе! Поверхности болида формировались таким образом, чтобы на них максимально ярко и четко читались спонсорские наклейки.

Еще один довод, которым руководствовались разработчики машин третьего поколения (а они, напомним, за исключением задних моторов и задней подвески у всех команд одинаковые) – это стремление сделать их более похожими на «формулы». То есть на одноместные машины с открытыми колесами. В результате спереди у колес исчезли привычные для ФЕ обтекатели.

Формула Е 3-го поколения

И в целом передняя часть машин теперь выглядит более… хрупкой. Для Формулы Е это очень актуально, учитывая то, насколько «бесплатно» там всегда проходят столкновения.

Наконец, последним фактором, определяющим внешность машин, является желание дизайнеров визуально сделать менее заметным «хейло» - дугу безопасности вокруг шлема пилота. На наш взгляд – получилось.

Ну, а если вам что-то не нравится, то знайте: группа дизайнеров, создававших болид, близка к марке Peugeot, а руководила проектом женщина. А мы тут вообще ни при чем.