Nissan Leaf с нами уже более 10 лет, и это означает, что срок его годности давно истек. Или веские причины отвалить денег за дедушку массового электромобильного рынка все еще имеются? Мы решили внимательно исследовать сегодняшний Nissan Leaf, сравнить его с конкурентами – а затем вы сами решите, актуален ли он в 2022 году!

CHAdeMo и зарядка

Начнем с зарядки, потому что многие говорят, что совершенно ей разочарованы. Но почему? Слишком медленная? Ну да, на сегодня уже медленная, но... давайте по порядку.

Для зарядки постоянным током Nissan Leaf спокон веку имел разъем CHAdeMo. Но времена изменились, и сейчас подавляющее большинство электромобилей оборудовано разъемом CCS, и далеко не все "быстрые" зарядные станции предлагают зарядку через CHAdeMo. Сеть Ionity, например, поддерживает только CCS.

Так что есть шанс, что через пару лет вам будет просто некуда воткнуть "лифовский" CHAdeMo. Масштаб проблемы обсуждаем, но поставьте себя на место сетевых операторов: захотят ли они утруждать себя установкой разъемов CHAdeMo, от которых смогут заряжаться только "Лифы"? Отобьют ли они затраты? Пока некоторые ещё соглашаются на это, но вопрос открыт.

Теперь о скорости зарядки Leaf – как таковой и по сравнению с некоторыми конкурентами. Похоже, в этой области Nissan действительно устарел.

Зарядка переменным током – вообще беда. Максимальная мощность в 3,6 кВт – просто нонсенс, и даже опциональное 6,6-киловаттное устройство проблемы не решает: в 2022-м, учитывая конкуренцию, мощность заряда менее 11 кВт – это приговор.

Немногим лучше обстоят дела и с постоянным током. Меньшая батарея на 40 кВтч готова принимать максимум 50 кВт мощности. Это не было проблемой много лет назад, когда и такие станции были в дефиците, но сегодня стремительно множатся зарядки мощностью 150 кВт, и даже 350-киловаттные агрегаты далеко не редкость.

Окей, если доплатить за большую батарею, Leaf сможет брать до 100 кВт. Но это возвращает нас к вопросу о будущем CHAdeMO: сколько таких зарядок останется? И многие ли будут выдавать более 50 кВт?

Nissan Leaf
Nissan Leaf
Nissan Leaf

Запас хода

Сейчас для Nissan Leaf предлагается два варианта: батарея на 40 кВтч и батарея на 62 кВтч. Полезная мощность в них составляет 37 и 56 кВтч соответственно. Хватит ли вам этого? Тут всё зависит от стиля вождения. Черт побери, многие до сих пор катаются со старьем на 24 кВтч, у которого осталось всего 9 или 10 делений ресурса батареи, SoH!

Итак, на какой пробег вы сможете рассчитывать и не стыдно ли за него в 2022 году? В реальном мире Leaf с батареей на 40 кВтч может осилить примерно 240 км. Летом это может быть и 320, а зимой — всего лишь 150 км по шоссе. Но если вы готовы раскошелиться, можете прикупить аккумулятор на 62 кВтч – и поднять реальную планку с 240 до 320 км. Вопрос: а стоят ли эти дополнительные км тех дополнительных денег?

Ответ: сравним Leaf с большой батареей на 62 кВтч с Tesla Model 3. Новая батарея LFP в Model 3 на самом деле лишь немного больше, чем у Leaf e+, но намного эффективнее и, вероятно, добавит еще 50-60 км пробега. Однако такая Tesla на целую треть дороже старого доброго Leaf e+! Вот и считайте...

Дизайн и обновление 2022 года

Недавно Nissan объявил об обновлении 2022 года, и оно… вообще не впечатлило. Обновленный значок, новая краска, новые колеса… и… э… вот и все.

Однако нам не кажется, что дизайн устарел. Года четыре назад ему устроили основательный косметический ремонт, и внешне все в полном порядке. Да, он не красавец. Но некоторые нюансы нам очень нравятся: например, двухцветная окраска.

И внутри Leaf по-прежнему кажется молодцом. Но когда разглядишь подробности, начинает казаться, что японцы поленились. С виду 40 кВтч версия Leaf вроде бы не похожа на предыдущее поколение, но вы не поверите, сколько у них общих деталей! Судите сами: пульт управления климатом, селектор трансмиссии, клавиши стеклоподъемников и т.д., и т.п.

Нам бы хотелось, чтобы они сделали чуть больше – например, перекомпоновали батарею для большего внутреннего пространства, поработали над приложением и коннектом... Справедливости ради надо отметить, что разработчики Ariya уделили всему этому много внимания. Но нам кажется, что и Leaf за прошедшие годы мог бы добиться большего.

Ведь на рынке все еще есть достаточно места для электрического хетчбэка где-то посредине между iD.3 и Tesla Model 3. Взгляните на новый Megane: разве два-три года назад мы не должны были увидеть нечто подобное и от Nissan?

Nissan Leaf
Nissan Leaf

Коннект

ПО, мультимедиа и телематика у Leaf изначально были довольно интересными. Вспомните 2012-й: можно было проснуться, посмотреть на зимнее утро за окном, взять телефон и велеть машине разморозить и прогреть салон. В теории – гениально! Но многим известно, что в те морозные утра сервер бывал перегружен...

Переносимся на десятилетие вперед: хотя система улучшилась, по сравнению с отдельными конкурентами она оставляет желать лучшего. Это не ужас-ужас, не поймите нас превратно. Но просто интересно, что могло бы получиться – если учесть, какое преимущество у них было на старте!

Цены

Что ж, давайте смотреть правде в глаз: актуальность – вопрос прежде всего ценовой. Сложность здесь в том, что цены будут разными во всем мире. Налоговые льготы, транспорт, гранты, тарифы… все это играет роль.

Там, где я нахожусь (в Великобритании), многие не осилят примерно £43 000 ($56 500) за стандартную Tesla Model 3 вместо £28 000 ($36 800) за базовый Leaf. Даже Leaf с увеличенной батареей (£33 000 или $43 000) покажется некоторым выгодной покупкой. При этом обновленный MG ZS EV станет вашим за £30 000 ($40 000).

А в США сильно дешевле: с учетом льгот за базовый Leaf нужно отдать лишь чуть больше $20 000. Фантастика, просто не верится! Посмотрим, однако, как долго еще Nissan будет получать эти льготы в Америке.

Удобства

Есть еще пара вещей, которые нельзя не упомянуть, когда речь заходит о Leaf. Переход на электромобиль – штука непростая, некоторых она явно или подсознательно пугает. И таким гораздо комфортнее пересаживаться в хорошо знакомую машину, которую они видят на дорогах уже десять лет.

К тому же практичность Leaf полностью устраивает многих. Тому, кто не собирается пользоваться публичными зарядными станциями, за глаза хватит и базовой зарядки на скромнейшие 3,6 кВт. Машина достаточно просторная, с солидным багажником на 435 л. И динамика на высоте – при мощности 160 кВт и моменте 320 Нм. А ещё подогрев всех сидений, камеры кругового обзора, "электронный" акселератор e-Pedal – Leaf есть за что любить. Потому их до сих пор и покупают по всему миру.

Резюме

А теперь ещё раз: актуален ли Leaf в 2022 году? Мы говорим – да, ещё как! А лучший ли это электромобиль на рынке? Ну, конечно, нет. На свете полно куда более соблазнительных электрокаров. Есть более быстрые, более дальнобойные, с быстрой зарядкой или прекрасными сетевыми возможностями.

Но Leaf недорог, и многие утешаются цифрой на ценнике. Если вам без надобности "быстрые" городские зарядки, большой запас хода или самый крутой и модный софт… тогда, возможно, Leaf для вас – отличный вариант.

Галерея: Nissan Leaf