На наши вопросы о том, как столица переходит на электромобили, согласилась ответить Александра Шумская – руководитель проекта “Энергия Москвы” в Департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы. И по долгу этой службы – самый компетентный в вопросах электрификации московского транспорта человек. 

Что такое “Энергия Москвы”, какие у проекта задачи, как это работает? Общественный электротранспорт – тоже ваша забота?

Проект «Энергия Москвы» направлен на развитие легкового электротранспорта и городской зарядной инфраструктуры.

У этой работы несколько направлений: актуализация законодательства, принятие стимулирующих мер, расширение зарядной сети, IT-решения – всё, что способствует облегчению перехода на электромобили.

Некоторым кажется, что электромобили и электробусы – это как будто одно и то же, но нет. Развитие общественного электротранспорта – это отдельный большой проект. А в совокупности – большая программа Москвы по электрификации транспорта, направленная на улучшение качества жизни горожан.

ЭЗС на ул. Бахрушина
"Медленная" станция с двумя зарядными разъёмами по 22 кВт. Может единовременно заряжать две машины

Два слова о себе: как вы пришли в орган исполнительной власти? 

Мне очень хотелось трудиться, во-первых, для своей страны. А во-вторых, делать лучше, легче, качественнее жизнь людей вокруг и – пускай это звучит громко – во всей стране.

Работала в экологических проектах, участвовала в НИРах, а также проходила стажировку в Правительстве Москвы. Закончила я физико-математический лицей №239 в Петербурге: математика, олимпиады…

Потом поступила в Москву в Финансовый университет при Правительстве РФ на финансово-экономический факультет. Магистратуру закончила на юридическом, по направлению «Юрист в частном бизнесе и власти». А здесь, наверное, отчасти волею судьбы  – искренне верю, что нахожусь на своем месте и делаю хорошее дело. 

Большая ли у вас команда? 

У нас небольшая, но сильная команда – мы не огромная корпорация с тысячами сотрудников. Но тут как считать: ведь юридический и финансовый отделы Департамента решают в том числе и наши задачи. Главное, чтобы людей хватало, и они всё успевали. Пока справляемся, но с ростом зарядной сети и парка электромобилей тоже будем расширяться. Работа в органах исполнительной власти – это постоянное развитие, многие вещи узнаешь на практике. Это невероятный опыт!

Это серьёзная ответственность: получается, от вас лично зависит, сколько в Москве будет зарядных станций для электромобилей и где они будут установлены? 

Планируя зарядную сеть для электромобилей, мы исходим из потребности жителей. К нам часто обращаются с просьбами установить станции зарядки рядом с их офисом и домом. Мы рассматриваем адреса, анализируем возможность технологического присоединения и учитываем эти пожелания при планировании сети. 

Большинство зарядок появятся в местах, где люди чаще всего проводят время: возле торговых и бизнес-центров, у продуктовых магазинов и кафе, возле жилых домов. Для удобства пользователей мы устанавливаем зарядки справа по направлению движения из центра на крупных магистралях. Так водителям будет удобно зарядить электромобиль по пути домой. 

Руководитель проекта Александра Шумская
"Прежде чем в городе появится новая зарядная станция, мы изучаем, оцениваем и согласовываем огромное количество различных данных"

Моя зона ответственности в проекте – сделать так, чтобы в городе было больше экологичного транспорта. Чтобы переход на электрокары был комфортным, в городе должна быть развита современная зарядная инфраструктура. Именно этим мы с командой и занимаемся – прежде чем в городе появится новая зарядная станция, мы изучаем, оцениваем и согласовываем огромное количество различных данных, а также анализируем, как еще можем сделать переход на электромобили комфортнее. 

Как определяется число зарядных станций, которое необходимо городу? 

Мы хотим, чтобы покрытие зарядной инфраструктурой было равномерным, чтобы в каждом районе были зарядки и поддерживалась определённая плотность сети. Внутри Садового кольца – плотнее всего, поскольку там много офисных зданий и огромное количество людей приезжает туда на работу. В идеале зарядная станция должна стоять тут каждые 800 метров.

А всего в Москве – исходя из ее размера, количества зелёных насаждений, заводов и других параметров, с учётом роста парка электромобилей и того, что одна быстрая зарядка обслуживает 10 машин – сейчас мы считаем оптимальным числом 600 станций, которые в рамках городской программы и должны стоять к началу 2023 года. 

Но понятно, что останавливаться на этом мы не будем: население, количество электромобилей, жилые и офисные площади растут, так что и зарядок понадобится больше.

С 2023 года Москва станет пилотным регионом федеральной программы развития электромобилей, решение уже принято. Пока неизвестно, сколько станций нужно будет дополнительно установить по федеральной программе, но новые станции точно будут: городские либо коммерческие, посмотрим.

Вообще коммерческую программу установки станций мы тоже собираемся активно развивать – будем смотреть на рост и действовать. Пока электромобили прибывают в геометрической прогрессии: на 01.01.2020 в Москве было зарегистрировано 594 электромобиля, на 01.01.2021 – больше тысячи.

В 2022-м точной статистики еще нет, но, по нашим расчетам, это примерно 2200 машин. То есть количество электромобилей в городе ежегодно удваивается.

А в нынешнем году увеличится, очевидно, еще сильнее: в частности, много машин ввезли прямо перед Новым годом. 

ЭЗС в Москве
У ЭЗС оборудуются специальные места для электромобилей и подзаряжаемых гибридов, на которых нельзя парковаться машинам исключительно с двигателем внутреннего сгорания

Принимая решение об установке станции, Дептранс оценивает ситуацию в комплексе: анализирует трафик каршеринга, рассматривает заявки граждан, учитывает даже точки базирования коммунальных служб. Какие условия должны быть выполнены, чтобы станцию установили? 

Если станция должна быть установлена по городской программе, выбирая место, мы обязательно изучаем «тепловую карту». Это карта интенсивности всевозможных событий, близких к нашему вопросу: сколько людей заканчивают тут поездки на каршеринге, сколько магазинов, офисов, и так далее.

Чем «горячее», то есть событий больше, тем больше смысла в установке станции. Конечно, прислушиваемся к пожеланиям горожан – нам приходит много обращений с просьбой установить в том или ином месте зарядку. 

А если желание самостоятельно установить зарядную станцию возникает у коммерческой организации, она должна предоставить нам для согласования определенный пакет документов.

Мы должны убедиться, что там достаточно парковочных мест и несколько можно зарезервировать под электромобили. Что не придётся лишний раз вскрывать асфальт и тротуарную плитку. Что расстояние, на которое нужно тянуть кабель от трансформаторной подстанции до точки зарядки, минимальное – и строительные работы не затянутся и не будут напрягать жителей района. Мы же хотим сделать жизнь людей лучше! Поэтому наш проект координирует все кейсы по установке зарядных станций в Москве.

Недавно мэр Сергей Собянин выделил проекту 130 миллионов рублей, и до 2023 года к уже имеющимся в столице 109 и строящимся 200-м ЭЗС должно добавиться еще 50 станций быстрой зарядки нового московского стандарта. Что это за стандарт? 

Мы в рамках проекта «Энергия Москвы» разработали и утвердили стандарт, которому соответствуют все станции, установленные с начала 2020 года. Но ЭЗС в городе монтировались и до этого – их устанавливали «Россети», «Мосэнерго», часть из них работает до сих пор. Это «медленные» станции переменного тока максимальной мощностью 22 кВт, подключаться к ним можно было только с помощью определённой карточки. 

Чтобы подключиться к любой из наших станций, нужно скачать приложение «Московский транспорт», выбрать удобную ЭЗС на карте и приехать. Кстати, в приложении есть функция бронирования – чтобы не стоять в очереди, вы можете забронировать нужную ЭЗС и приехать в течение 15 минут, при этом парковка для электрокаров на территории города также бесплатна. 

Наша сеть «Энергия Москвы» – это и «медленные», и «быстрые» станции. Первые – один зарядный порт, 22 кВт или два порта и 44 кВт на станцию с одновременной зарядкой двух машин. Мощность «быстрых» станций постоянного тока сейчас 50 кВт, но мы планируем её увеличивать: прогресс идёт, ёмкость батарей растёт, и мы стараемся обеспечить запас на будущее, чтобы не пришлось через год-два новые станции утилизировать и заменять более мощными.

В целом, на "медленной" подзарядка происходит в среднем в течение 2 часов, на "быстрых" - в течение 20 минут. 

Так что городской стандарт – это, во-первых, единый дизайн и узнаваемость, чтобы у пользователей не было вопроса, а что это такое – зарядка или паркомат. А во-вторых, единые алгоритмы пользования, чтобы подзарядить автомобиль смог каждый водитель, и ему для этого не приходилось вникать в длинную инструкцию.  

ЭЗС на Береговом проезде
Все городские ЭЗС интегрированы в приложение «Московский транспорт». В нем можно найти ближайшую станцию на карте, проложить маршрут до нее, а также увидеть ее статус, забронировать время подзарядки и активировать зарядную сессию

В Европе часто бывает так, что ставят зарядную станцию, а вскоре затевают замену подводящих кабелей, поскольку они старые, не выдерживают нагрузки и т.п. Вы упомянули о планах увеличения мощности «быстрых» зарядных станций – тянуть под них новые кабели не придётся? 

В нашем случае – нет, потому что мы сразу ориентируемся на будущее. Конечно, нюансы всегда есть, что-то будет зависеть от наличия свободных мощностей на подстанции спустя энное количество лет, что-то – от изменений в планах благоустройства города: в конце концов, рядом больницу могут построить, которая заберёт весь профицит энергии.

Но по большому счёту мы думаем на несколько ходов вперёд. Когда мы закладываем зарядную станцию, у нас есть несколько вариантов.

Можем заложить кабельную канализацию с запасом, то есть с учетом увеличения мощности в будущем. А можем заложить хаб: например, у нас на адресе запланированы три станции, но пока все они не нужны. Мы ставим одну, а канализацию подводим сразу на три – чтобы потом не пришлось заново копать и строить. 

Получается, вы должны быть в курсе всех планов развития города – ведь надо же знать, построят через три года ту самую больницу рядом с будущей ЭЗС или нет? 

Да, конечно. Мы изучаем стратегию развития города и также делимся планами – например, с энергетиками. У них своя программа реконструкции энергосетей и трансформаторных подстанций, у нас своя, и мы взаимодействуем. Ведь и бюджеты, и время нужно расходовать эффективно. Если сетевая организация и Комплекс городского хозяйства видят, что мы в следующем году в каком-то районе планируем установить несколько станций, они понимают, что лучше всё увязать и создавать дополнительные мощности, подстанции именно здесь. Наши планы выполняются синергично. 

ЭЗС на Береговом проезде
ЭЗС «Энергии Москвы» оснащены современными зарядными разъемами. На "медленных" станциях это Type 2, на "быстрых" – CCS Combo 2 и CHAdeMO

«Медленная» или «быстрая» зарядка – как принимаете решение, какую именно ставить? И сколько из запланированных на конец 2022-го 600 московских ЭЗС в итоге окажутся «быстрыми»? 

Сейчас для нас очевидно, что увеличивать нужно количество именно «быстрых» зарядок. И уже упомянутые миллионы рублей были выделены конкретно на 50 дополнительных «быстрых» зарядных станций.

Новые станции будут повышенной мощности – 60 кВт. Это на 10 кВт больше, чем первые быстрые станции, мощность которых была 50 кВт. 

Мы протестируем новые ЭЗС в реальных условиях и, в случае положительного опыта, будем увеличивать их количество. С каждым годом будем стараться наращивать мощность станций. Многие люди бояться переходить на электродвигатель, потому что думают, что зарядка электромобиля будет занимать слишком много времени.

Подзарядка машины на новых «быстрых» станциях займёт не больше 20 минут. В наших планах установить 50 таких станций в течение полугода. 

ЭЗС на бул. Яна Райниса
Быстрая станция мощностью 50 кВт

Не все люди, уже эксплуатирующие электромобили, отдают себе отчёт, насколько непросто на самом деле организовать станцию в таком городе, как столица. Хочется ведь, чтобы ЭЗС росли как грибы – сегодня понадобилась, и завтра уже стоит… 

Самая большая сложность для установки станции – это даже не отсутствие свободной мощности. Хотя и это проблема, конечно: где-то может не быть сетей, и сетевики скажут – нужно строить трансформаторную подстанцию, под неё нужно найти землю, это минимум год… Да, это вопрос. Но вопрос решаемый: его можно заложить в планы, в программу будущих лет. 

Серьезное препятствие – огромное количество подземных коммуникаций в Москве. Уличные зарядные станции обычно ставятся в пешеходных зонах, на тротуарах, а под ними много кабелей и труб.

В каких-то местах помех может не быть, но подойти туда нельзя, потому что там охранная зона. И это уже всё – ну, нельзя в такой зоне кабели тянуть, например, у «Ростелекома» по связи свои требования особые. Так что есть места, где станции стоять не могут. 

Сколько времени в среднем требуется на появление новой станции в Москве – от принятия решения до первой зарядки? 

Мы планируем нашу адресную программу на будущие годы уже сейчас. Но если говорить о сроке от подачи заявки на технологическое присоединение до подключения – в среднем это 5 месяцев.

Хотя бывает и 2, и 6. Это время на проектно-изыскательские работы, строительные, монтаж и пусконаладку станции – станция некоторое время работает в тестовом режиме.

Сами электромобилем пользуетесь? 

Чаще пользуюсь общественным электротранспортом, он едет по выделенкам и получается быстрее добираться, без пробок.

На электромобиле езжу 2-3 раза в неделю, когда понимаю, что торопиться не нужно и есть запас по времени.

Вся наша команда постоянно пользуется электромобилями, это обязательно. Мы же должны думать, как электромобилисты, понимать, что хорошо работает, а что нужно улучшить. Мы как пользователи сами заряжаем электромобили и заодно проверяем работу станций. 

Руководитель проекта Александра Шумская
"Вся наша команда постоянно пользуется электромобилями, это обязательно"

В заключение – снова о работе руководителя проекта «Энергия Москвы». Что в ней приносит удовлетворение, а что оказалось вызовом? 

Удовлетворение – видеть результаты, видеть довольных людей. В конце прошлого года мы на Тестовской улице поставили быструю зарядную станцию (вернее, поставили несколько, подключили пока одну, перед самыми новогодними праздниками).

Сейчас люди активно заряжаются, и когда я вижу количество зарядных сессий и слышу «спасибо за зарядку» – очень воодушевляет.

Вроде бы мелочь, не каждый внимание обратит, но для нас, для всей команды это очень важно. Во-первых, виден результат работы – вот она, зарядка стоит. Во-вторых, пользу людям принесли, а это для нас главное.

Сложности? Сфера новая, многое приходится изучать и посоветоваться бывает не с кем. Казалось бы, и раньше станции ставили, опыт есть – но тогда было другое законодательство в электроэнергетике, другие правила технологического присоединения. И город очень быстро меняется – мы не стоим на месте, машины меняются, станции меняются, протоколы меняются.

Только решил, что ты уже умеешь это делать – и тут вдруг раз, всё меняется, обновляется, и… и это неплохо! Мне нравится: работа никогда не бывает однообразной. Да, это вызов, но мы справляемся. А решать сложные задачи – это мне тоже нравится! (смеётся)

Руководитель проекта Александра Шумская