От российской редакции insideEVs.ru: этот материал построен на реалиях американского рынка электромобилей, но мы уверены, что почти все упомянутые в нём тенденции сработают и в России – и поэтому предлагаем его вашему вниманию. Просто до того, что в США актуально уже сейчас, нам еще требуется дожить. Итак, добро пожаловать в будущее!

Кажется, 2021 год стал годом электрического кроссовера. Tesla Model Y незаметно свергла седан Model 3 с престола самого продаваемого электромобиля в США. В пятерке электробестселлеров появились три новых игрока: VW ID.4, Ford Mustang Mach-E и Chevy Bolt EUV. Пожалуй, ничего удивительного в этом нет: ведь американцы любят свои кроссоверы-внедорожники.

Но ещё больше американцы любят свои пикапы. Я предсказываю, что 2022 год станет годом электропикапа.

Почему? Самым продаваемым автомобилем в 30 штатах в 2021 году был Ford F-Series, и цифры, о которых идёт речь, в 5 раз больше, чем у Model Y. Это делает F-150 Lightning самым важным представителем электромобилей в истории. Это массовый автомобиль, от которого (к сожалению или к счастью) зависит репутация электромобилей в глазах большинства американцев. Не исключая мою жену, которая несколько месяцев назад забронировала F-150 Lightning – после того, как последовательно и методично отвергла все предложения Tesla.

Ford Rouge Electric Vehicle Center: Ford F-150 Lightning production

Понаблюдать за Rivian R1T и Tesla Cybertruck тоже будет интересно, но им не дано влиять на демографию и географический охват покупателей электромобилей так, как это может F-150.

Всё это заставило меня задуматься о том, чего же нам следует ожидать в этом году. А чтобы нам увереннее смотреть в будущее, я попросил нескольких самых умных, самых проницательных инсайдеров из области электромобилизма поделиться своими топ-прогнозами на 2022 год.

  • Симона Онори – доцент Стэнфордского университета инженерных ресурсов энергии и электротехники.
  • Стейси Ноблет – старший директор по электрификации транспорта и старший научный сотрудник Климатического центра ICF, глобальной консалтинговой фирмы.
  • Сахас Катта – основатель и генеральный директор Smartcar, компании, которая обеспечивает интеграцию приложений и сервисов с подключенными электромобилями.
  • Эстер Перман – руководитель отдела продуктов компании Recurrent. До этой должности Эстер была соучредителем стартапа, ориентированного на внедрение электромобилей, и входила в команду основателей Zillow Offers.

Подержанные электромобили сделают электромобильность более доступной

Одна из причин, по которой электромобили еще не получили массового распространения, заключается в высоких начальных расходах. Хотя в эксплуатации электрокары обходятся куда дешевле автомобилей с ДВС, цифры на ценнике – то, на что покупатель обращает внимание больше всего. Из-за этого дальнейшее распространение электромобилей будет зависеть от рынка уже сменивших одного-другого владельца машин.

В 2022 году мы увидим, что все больше покупателей будут искать подержанные электромобили, и таким образом электромобили попадут в домохозяйства со средним и низким доходом. Поскольку проблемы с чипами и логистикой сохраняются, наличие на рынке подержанных электромобилей поможет смягчить последствия нехватки транспортных средств. Они обеспечат клиентов всеми преимуществами новых машин, но по более низкой цене, что сделает электрификацию доступной большему числу пользователей. (прогноз Стейси Ноблет) 

Программное обеспечение и возможности подключения персонализируют электромобили 

Владельцы электромобилей, как правило, быстрее адаптируются к передовым технологиям по сравнению с владельцами традиционных транспортных средств. Если вы ездите на электромобиле, с большой вероятностью на вашем смартфоне будет стоять OEM-приложение, дополняющее ваш водительский опыт, и вы будете искать сторонние приложения, чтобы его расширить и улучшить.

Почти все современные электромобили предлагают подключаемые сетевые и облачные сервисы, а с появлением 5G мы увидим более быстрые соединения и меньшие задержки. Это упростит доступ к более сложным API-интерфейсам и откроет разработчикам двери для создания еще более мощных и креативных приложений для автомобилей и их водителей. (прогноз Сахаса Катты)

Новые потребители электромобилей поддержат спрос на арендованные и подержанные машины

Следующая волна новых моделей электрокаров принесёт больше разнообразия и возможностей как уже обратившимся в эту веру, так и ещё колеблющемуся большинству. Но многим любопытствующим до покупки идеального электромобиля, соответствующего их образу жизни, остаётся еще год-два. Однако это не удержит их от "примерки" сейчас: добавьте федеральные и государственные ценовые стимулы, повысьте осведомленность о воздействии на окружающую среду – и я предсказываю, что покупатели (особенно домохозяйства с двумя автомобилями) будут готовы "пощупать" электромобилизм при помощи арендованных или недорогих подержанных моделей. (прогноз Эстер Перман)

Sono Sion's new LFP battery

LFP вернёт нас в норму

Крупные автомобильные игроки (например, Tesla, VW, Ford – как в США, так и в Китае) будут все больше склоняться к литий-железо-фосфатным (LFP) аккумуляторам вместо аналогов на никель-кобальтовой основе (NCA, NMC) с более высокой плотностью энергии. Это снизит цену для потребителей и ускорит массовое производство электромобилей во всем мире.

2022 год станет годом возвращения LFP (LFP – старая аккумуляторная технология с более низкой, чем у NMC или NCA, плотностью энергии, изобретенная ещё в 1990-х годах), как толчок к сокращению использования в батареях кобальта. Это снимет глобальную зависимость от поставок кобальта из Демократической Республики Конго, а также вопросы прав человека, связанные с детским трудом на шахтах.

Уменьшить содержание кобальта можно засчёт более высокого содержания никеля, но это будет рецептом снижения термостабильности и увеличения риска взрыва. LFP дешевле, безопаснее, имеет более высокую термическую стабильность, не содержит кобальта, оказывает меньшее воздействие на окружающую среду, быстро заряжается и имеет гораздо более длительный срок службы. Недостаток? Из-за более низкой плотности энергии они обеспечивают меньший запас хода. На мой взгляд, совсем небольшая цена, которую необходимо заплатить за ускорение гонки за устойчивое развитие! (прогноз Симоны Онори)

Новым покупателям электромобилей нужен иной опыт покупки 

Tesla изменила не только конструкцию автомобиля – она изменили ожидания от процесса его покупки. Во многих штатах онлайн-заказ и доставка Tesla исключили действия, которые меньше всего нравились потребителям; несколько OEM-производителей последовали примеру, организовав онлайн-бронирование своих будущих моделей.

Добавьте сюда популярность сайтов электронной коммерции с покупателями, которые ненавидят торговаться, и я предсказываю – мы увидим, как все больше и больше потребителей будут требовать покупки по процедуре, которая минимизирует или вообще устраняет необходимость посещения дилерского центра.

Дилерские центры, которые решат продавать электромобили, выиграют, помогая потребителям получить уникальный "электромобильный" опыт, предлагая решения для зарядки в домашних условиях и экспертизу в вопросах запаса хода и сохранности батареи. (прогноз Эстер Перман)

Tritium chargers at a Shell fast charging station

Обещания, данные в 2021 году, в 2022-м станут реальностью

Похоже, что 2021 год стал годом обязательств по электромобилям: им досталось много внимания (и денег), в том числе законопроект об инфраструктуре, который выделяет 7,5 миллиардов долларов на инфраструктуру зарядки электромобилей на федеральном и местном уровнях. 2022 год будет посвящен выполнению этих обязательств. Для этого нам необходимо определить приоритетность создания зарядной инфраструктуры вдоль коридоров и между сообществами, что будет зависеть от сотрудничества с коммунальными компаниями.

Мы уже наблюдаем это на местном уровне благодаря таким усилиям, как "план  электрификации" Нью-Йорка, который объединил офис мэрии Нью-Йорка по вопросам устойчивого развития, Con Edison и National Grid для обеспечения надлежащей подготовки города к инвестициям в электромобили.

Мы также стали свидетелями появления регионального и общенационального сотрудничества – такого, как Национальная коалиция электромагистралей, которая объединила более 50 энергетических компаний, стремящихся повысить доступность электромобилей. В 2022 году коммунальные предприятия будут постоянно предоставлять правительствам и ключевым заинтересованным сторонам ценную информацию об электросетях, чтобы гарантировать эффективное и справедливое внедрение электромобилей по мере того, как федеральное финансирование поступает в сообщества по всей стране. (прогноз Стейси Ноблет)

Стартапы сделают электромобили еще чище

Посмотрим правде в глаза: электромобиль чист ровно настолько, насколько чисто заряжающее его электричество. Новые компании и технологии помогут нам оптимизировать время и способы отбора энергии для питания наших электромобилей. Программное обеспечение само по себе не может устранить воздействие транспорта на окружающую среду, но оно может упростить зарядку электромобилей чистой энергией. Следите за такими предприятиями, как Rolling Energy Resources, которые уже делают первые шаги к тому, чтобы это стало возможным.  (прогноз Сахаса Катты)

Nikola Tre BEV

Парки служебных электромобилей из исключения превращаются в правило

В 2022 году мы увидим растущий интерес компаний к корпоративным паркам из электромобилей. Электрификация автопарков имеет экономический смысл – она ​​может сэкономить до 40% на техническом обслуживании и до 50% на топливе. Даже при более высоких первоначальных затратах на транспортные средства и инфраструктуру предприятия быстро осознают долгосрочные выгоды от перевода своего автопарка на электричество.

Помимо экономии затрат, руководители предприятий также применяют более "зелёные" методы для поддержки усилий по обеспечению устойчивости к изменению климата, в которые прекрасно вписывается электрификация автопарка. Последняя важна для сокращения выбросов в этом секторе – из-за масштабов воздействия и больших пробегов корпоративных транспортных средств, и может значительно улучшить качество воздуха в неблагополучных районах. Теперь, когда доступно всё больше марок и моделей электромобилей, автопарки всех размеров и типов начнут переходить на электричество и конвертировать свой транспорт в электромобильный. (прогноз Стейси Ноблет)

Предсказать будущее непросто... но вы тоже попробуйте!

Хотя наши эксперты – очень умные люди и многие их прогнозы кажутся верными, ничего не гарантировано, а перечень трендов далеко не исчерпан. Добавляйте в комментариях собственные прогнозы на 2022 год, чтобы все мы смогли извлечь пользу из коллективной мудрости!