Давно доказано, что в эксплуатации электромобили гораздо дешевле своих аналогов с ДВС. Однако реальный срок службы батареи все еще остается открытым вопросом. Клиентов о-очень интересует, на сколько же лет им хватит заводских аккумуляторов, однако даже для производителей это зачастую тайна, покрытая мраком. «Каждая отдельно взятая батарея деградирует всякий раз, когда вы ее заряжаете и разряжаете», – заявил InsideEVs генеральный директор Atlis Motor Vehicles Марк Ханчетт.

Увы, как батарея - лично вашего электромобиля, так и любой перезаряжаемый литий-ионный аккумулятор со временем неизбежно снижает свою изначальную емкость. Однако скорость этого снижения – неизвестная переменная. На способность батареи долго хранить заряд влияет буквально всё: от вашей привычной манеры заряжаться до химического состава компонентов аккумулятора. Однако из множества факторов, способствующих износу аккумуляторов электромобиля, все-таки можно выделить четыре основных.

Быстрая зарядка

Сама по себе быстрая зарядка не обязательно вызывает ускоренную деградацию батареи. Однако сопутствующий перегрев может привести к порче внутренних элементов, и в результате от катода к аноду будет перемещаться меньшее количество ионов лития. К счастью, интенсивность такого термоизноса не так высока, как кажется некоторым.

Около десяти лет назад Национальная лаборатория Айдахо протестировала четыре Nissan Leaf 2012 года выпуска, два из которых заряжались от домашнего зарядного устройства мощностью 3,3 кВт, а два других – только на быстрых станциях, постоянным током мощностью 50 кВт. И оказалось, что за 64 000 км пробега батареи тех, что заряжались строго постоянным током, деградировали всего на 3% больше. Да, 3% емкости – тоже деньги, но, похоже, температура окружающей среды влияет на результат намного сильнее.

Температура окружающей среды

Мороз способен замедлить зарядку электромобиля и временно ограничить запас его хода. Жара, наоборот, способствует ускорению зарядки, но продолжительное пребывание в жарких условиях может навредить батарее. Так что если ваша машина дожидается вас в основном под открытым небом, лучше оставлять ее подключенной к розетке: так она сможет использовать внешнее питание для охлаждения батареи. Конечно, если у батареи есть система охлаждения.

Пробег

Тут закон для всех перезаряжаемых литий-ионных аккумуляторов один: чем больше циклов зарядки, тем больше износ. Tesla уверяет, что батарея Model S показывет около 5% деградации после пробега в 40 000 км. Согласно графику, следующие 5% емкости будут утрачены примерно к 200 000 км пробега. Конечно, эти цифры были получены исходя из стандартного разброса, поэтому всецело доверять им нельзя: ведь в батареях попадаются и дефектные ячейки, влияния которых график падения емкости не учитывает.

Время

Однако заметнее всего на состоянии батареи обычно сказывается не пробег, а время. В 2016 году Марк Ларсен утверждал, что к концу восьмилетнего периода его Nissan Leaf потеряет около 35% емкости батареи. Что, конечно, много. Правда, от столь серьезной деградации страдали именно ранние "Лифы". На более свежих версиях батарея получила жидкостное охлаждение и должна терять емкость гораздо меньше. А шестилетний Chevrolet Volt нашего американского редактора показывает, что после полного разряда батарея принимает на борт 14,0 кВтч. Когда этот Volt был новым, полезная емкость его аккумуляторов составляла ровно те же 14,0 кВтч.

Профилактика

Итак, чтобы спустя годы сохранить батарею в наилучшем состоянии, рекомендуем следующее.

– Если в летние месяцы ваш электромобиль подолгу простаивает на солнцепеке, по возможности старайтесь оставлять его подключенным к зарядке. А если у вас Nissan Leaf или другой электромобиль с батарей без жидкостного охлаждения, в жаркие дни паркуйте его в тени, где попрохладней. Если же вам повезло и у вашего EV охлаждение батареи имеется, перед поездкой потратьте 10 минут на предварительное кондиционирование аккумуляторов. Так вы предотвратите их перегрев даже в самую лютую жару.

– Как уже говорилось, постоянный ток мощностью 50 кВт не так вредит батарее, как многие думают. Однако если вы ездите в основном по городу, заряжаться переменным током будет дешевле и, как правило, удобнее. Кроме того, упомянутое исследование не коснулось современных зарядок на 100 или даже 150 кВт, от которых способно заряжаться большинство новых электромобилей.

– Не допускайте, чтобы заряд батареи падал ниже 10-20%. Любой электромобиль может двигаться и на последних процентах заряда, но избегать этой критической зоны – хорошая идея в смысле здоровья аккумуляторов.

– Если у вас Tesla, Bolt или любой другой электромобиль, который позволяет вручную ограничить максимальный уровень заряда, для ежедневных поездок не заряжайте батарею больше, чем на 90%.

Стоит ли связываться с электромобилем б/у?

На батарею предоставляется гарантия – 8 лет или 160 000 км, поэтому практически у любого подержанного электромобиля она еще действует. Гарантия покроет деградацию, если емкость батареи упадёт ниже 70%. Конечно, это позволяет спокойнее смотреть в будущее, но все же лучше выбрать такой экземпляр, у которого этой гарантии осталось побольше.

Тут без откровений: с максимальной осторожностью следует отнестись к электромобилю старому или с большим пробегом. Сегодняшние батарейные технологии куда более продвинуты, чем те, что применялись десять лет назад. Поэтому лучше переплатить за более свежий вариант, чем потом раскошеливаться на послегарантийную замену батареи.