В начале этой недели глава Российского правительства Михаил Мишустин подписал документ с длинным названием «Концепции по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта». Мы прочитали этот документ и помимо стандартных новостных поводов нашли в нем немало удивительного.

Автомобили

Как и ожидалось, ставка сделана на поддержку отечественных электромобилей. В частности, уже в 2022 году в стране должно быть произведено 2500 электрических автомобилей, в 2023 году 7400 машин и далее по нарастающей до 217 тысяч произведенных электромобилей в 2030 году, что по прогнозу чиновников позволит им занять 10% рынка.

Детально план выглядит так:

Год Количество выпущенных электромобилей в России
2022 2 500
2023 7 400
2024 17 500
2025 44 000
2026 71 000
2027 94 000
2028 115 000
2029 162 000
2030 217 000

Из хороших новостей, спрос на электрокары поддержат льготным кредитованием, льготным лизингом, снижением утилизационного сбора, бесплатной парковкой, отменой транспортного налога и бесплатным проездом по платным автомагистралям.

К плохим новостям можно отнести то, что продление беспошлинного ввоза импортных электромобилей после 2021 года в концепцию не укладывается. Нет в документе и прямого упоминания о 25% скидке на покупку отечественных электрокаров.

Зато там поясняется, откуда взялись эти цифры. Оказывается, это подсчитанная чиновниками разница в цене электромобиля Nissan Leaf и близкого по характеристикам бензинового аналога, за который взяли «Шкоду Октавию». Документ обещает, что в правительстве поработают над тем, чтобы сделать стоимость электромобилей неотличимой от цены машин с ДВС, то есть скидка все же возможна.

Ну хорошо, а о каких электромобилях отечественного производства идет речь? Как мы и предполагали, авторы документа не забыли об отечественных электробусах, электрических «Газелях», а также проектах Zetta и «КАМА-1». В документе есть намеки на возможность заключения с государством инвестиционных соглашений, то есть производители отечественных электрокаров в праве рассчитывать на какую-то поддержку, в том числе материальную.

Впрочем, в концепции говорится и о том, что к 2023 году на калининградском заводе «Автотор» начнется сборка электромобилей Hyundai и Kia. Про Hyundai мы знаем, что компания готовится начать продажи в России электромобиля Ioniq 5. С учетом возврата таможенных пошлин с 2022 года на готовые электрокары логично предположить, что машина приедет к нам через сборочный цех «Автотора».

А вот о планах Kia до сих пор ничего не было известно. В компании нам, впрочем, подтвердили, что действительно обсуждают такую возможность с «Автотором», но никаких договоренностей пока не достигнуто. При этом в Kia выразили надежду «представить электрические модели бренда на российском рынке в ближайшее время».

Галерея: Kia EV6

Аккумуляторы

А теперь самое интересное. Исходя из предыдущих сообщений чиновников мы предполагали, что в России будет локализовано производство батарей, но не аккумуляторов, из которых они состоят. И мы ошиблись.

Концепция предусматривает кажущийся фантастическим план создания в нашей стране фактически новой отрасли по производству элементов питания, а также катодных и анодных материалов для них. При этом авторы документа признают, что работу придется начинать фактически с нуля.

Собственно, какая-то работа в этом направлении уже начата. Так, еще в марте дочка «Росатома» купила 49% южнокорейской компании Enertech International, которая выпускает как раз литий-ионные аккумуляторы и их компоненты, которые поставляются в том числе LG Energy Solutions.

При этом стороны договорились о строительстве в России завода аккумуляторов, который заработает в 2025 году, а к 2030 году достигнет мощности в два гигаватт-часа в год. По нашим подсчетам этого хватит примерно на 30 тысяч электромобилей, но предполагается, что мощность завода при наличии спроса может быть увеличена в шесть раз.

Литий-ионный пакетный аккумулятор Enertech

Остальные надежды связаны с различными стартапами, в том числе из Сколково, у которых есть опытные производства элементов питания, но нет заводов для их серийных выпусков. Однако, как и в случае с отечественными электромобилями, государство готово заключать инвестиционные контракты, то есть тем или иным образом давать деньги на строительство гигафабрик.

Отдельно стоит отметить, что авторы концепции не только допускают, но и, похоже, надеются на то, что за годы реализации программы будут изобретены новые типы элементов питания, что позволит строить в России сразу производство таких «аккумуляторов будущего». Среди прочего упоминаются натрий-ионные элементы питания, которые превосходят литий-ионные в дешевизне, лучше переносят холодный климат, однако пока сильно уступают в соотношении емкости к весу из-за чего в автопроме не используются.

Зарядки

Наконец, самое важное в концепции то, что государство обещает выделить деньги на строительство многочисленных зарядных станций. Точнее доплатить частным компаниям, которые вложат и собственные средства. И речь в первую очередь идет о строительстве зарядок вдоль федеральных трасс, то есть там, где они больше всего сейчас нужны. Иными словами, к 2030 году путешествовать по России на электромобиле станет легко и просто.

Всего зарядок будет два типа. В концепции они называются медленными и быстрыми. С последними все более-менее ясно. Их мощность составит 150 киловатт, что, конечно, не рекорд, но тоже неплохо. Например, Audi e-tron способна полностью зарядиться с 0 до 100% на такой зарядке всего за час. А до 80% большинство электрокаров зарядятся где-то за полчаса.

Быстрая зарядка Audi e-tron

С медленными зарядками разобраться сложнее. В документе говорится, что их мощность составляет 44 киловатта, а время зарядки до 40% составляет примерно два часа. Нам кажется логичным следующее объяснение этих цифр. Допустим, речь идет не об одном зарядном портале мощностью 44 киловатта, а об устройстве с двумя порталами по 22 киловатта каждый — а это типичный трехфазный источник переменного тока вроде тех, что уже стоят на улицах Москвы.

Тогда зарядка до 40% действительно занимает пару часов. Правда, поскольку ток переменный, его нужно преобразовать с помощью уже бортового автомобильного зарядного устройства, мощность которого зависит от модели электрокара.

А теперь цифры. Уже в 2022 году в России будет открыто 1178 медленных зарядок и 528 быстрых. А за 2030 их сделают 8573 медленных и 5715 быстрых.

Вот полный план по годам:

Год Количество запускаемых медленных зарядок Количество запускаемых быстрых зарядок
2022 1178 528
2023 2163 970
2024 3206 1437
2025 4284 2856
2026 5031 3354
2027 5856 3904
2028 6703 4469
2029 7620 5080
2030 8573 5715

Собственно… а зачем?

Россия является страной, доход которой во многом обеспечивается торговлей ископаемыми источниками энергии. Отсюда возникает вопрос: а зачем нам вообще электромобили? Точнее не нам, а зачем они государству?

И здесь авторы концепции пишут вполне адекватные вещи.

Во-первых, чиновники исходят из того, что переход на электротранспорт уже стал общемировой тенденцией. Электромобилей во всем мире будет становиться все больше, и мы с этим ничего поделать не можем.

А потому Россия стоит перед выбором. Стать страной, которая потребляет импортные электрокары или попробовать создать собственную электромобильную промышленность, а с ней и новые рабочие места (таковых к 2030 году в отрасли будет 39 тысяч). При этом план выглядит все же довольно консервативным: к следующему десятилетию, когда Европа вообще откажется от машин с ДВС, в России на бензиновые и дизельные автомобили все еще будет приходиться 90% рынка.

Вторая причина – это все же забота об экологии. Интересно, что здесь авторы концепции признают, что в России все плохо с альтернативными источниками энергии вроде ветряных или солнечных электростанций, однако за счет широкого распространения гидроэнергетики, атомных электростанций и использования относительно безвредного природного газа взамен угля на тепловых электростанциях, «углеродный след» от использования электротранспорта в России получается даже ниже, чем в среднем по планете.

Когда концепция начнет действовать?

Уже начала. Вместе с документом представлена «Дорожная карта», предусматривающая некоторые действия уже в ближайшие месяцы. Так до конца года должны быть проработаны финансовые вопросы, связанные с субсидиями, определены регионы для реализации пилотных программ и выработаны стандарты безопасности для установки зарядных станций на закрытых паркингах.

Но на деле российские автомобилисты вряд ли ощутят изменения раньше 2022 года. Да и тогда в лучшем случае в ряде городов будет отменен транспортный налог, а платная парковка и проезд по платным трассам станут бесплатными.

К концу 2022 года в рамках проекта должны открыться первые новые зарядные станции и все же начаться какой-то выпуск электромобилей, на которые будут положены льготы. Пусть даже методом крупноузловой сборки. Ну а что выйдет из идеи выпуска у нас аккумуляторов мы поймем ближе к середине десятилетия. К слову чиновники обязались публиковать ежегодные доклады о выполнении концепции не позднее 31 мая каждого года и на основании этих отчетов корректировать план. Надеемся, что не в сторону сокращения.

Получится?

Несмотря на консервативность принятой концепции, в российских условиях она все равно выглядит какой-то фантастикой. Особенно в той ее части, где речь идет о локализации производства электромобилей и создания новой аккумуляторной отрасли промышленности.

Последние 15 лет в нашей стране пытаются локализовать производство иномарок, однако до сих пор с трудом происходит переход на штамповку кузовных панелей из российской, а не из импортной стали, так как не вся продукция отечественных металлургических компаний устраивает автоконцерны.

Что уж говорить о качественных материалах из относительно редких металлов для аккумуляторов? К слову у российского «Норникеля» уже сейчас есть предприятие, которое готовит сырье для элементов питания электромобилей. Правда, расположено оно в Финляндии.

К тому же авторы концепции признают, что пока новой перспективной отрасли российской промышленности придется ориентироваться лишь на внутренний рынок и об экспорте не мечтают. То есть вложиться придется в производство в расчете на эти самые примерно 200 тысяч электромобилей в год, что по мировым меркам вовсе немного.

В общем, воплотить идеи в жизнь будет непросто. Но хочется верить, что писать статью, начинающуюся со слов «Концепция изменилась...» через несколько лет нам не придется.

P.S. Документ также предусматривает поддержку производства водородных электромобилей и создание заправочной инфраструктуры. Но, во-первых, цифры в этом направлении довольно скромные, а во-вторых раньше 2025 года ничего водородного нас не ожидает.