Вчера Минэкономразвития сообщило интересную деталь плана правительства по поддержке электрического транспорта в России. Покупатели таких машин получат за счет государства скидку в размере 25%, но только при условии, что речь идет об автомобилях отечественного производства. Для импортных электромобилей до конца этого года действует отмена таможенной пошлины, которую, похоже, продлевать не намерены и с января вернут.

Иными словами, власти России последовательно делают ставку на поддержку производства электромобилей в России. А что, есть кого поддерживать? Давайте разберемся.

Но сначала подробнее о скидке

В сообщении министерства даются подробности того, какие автомобили подпадают под программу господдержки.

Итак, до конца 2023 года это будут все электромобили, которые формально выпущены в России, пусть даже и методом крупноузловой сборки. Иными словами, если вы хотите продать в России электромобиль, до достаточно будет снять с него колеса, бамперы, еще какие-то детали, ввести это в нашу страну, здесь прикрутить снятое обратно и вот – до конца 2023 года государство будет оплачивать покупателям четверть от стоимости вашего товара.

С 2024 года требования ужесточат. Вам придется либо переходить на мелкоузловую сборку, предусматривающую сварку и окраску кузовов на месте, либо ставить отечественные батареи. С первым пунктом сложностей возникнуть не должно. Сейчас в России изготавливают и окрашивают кузова для множества иномарок, включая популярные Hyundai Solaris, Volkswagen Polo или, например, Renault Duster. С батареей сложнее, но об этом ниже.

С 2026 года произойдет очередное ужесточение. Теперь нужно будет и выпускать кузова на месте, и ставить отечественные батареи. Тогда скидка будет действовать до конца 2030 года. Что будет после этого срока в министерстве не говорят.

Здесь возникает сразу несколько вопросов. Во-первых, скидка в 25% будет рассчитана не от рыночной, а от индикативной стоимости автомобиля. Как станут считать последнюю не поясняется, но логично предположить, что чиновники постараются каким-то образом выяснить себестоимость отечественных электромобилей, чтобы скидка шла на поддержку их производства, а не в виде прибыли для торговцев.

Интересно, что в качестве примера приводится ценник в 2,5 миллиона рублей, из которых государство готово оплатить 625 тысяч, а остальные все равно заплатит покупатель. Это весьма невысокая цена, которая может быть у относительно доступных моделей вроде нового Nissan Leaf или базового Volkswagen ID.3. Впрочем, в сообщении министерства не говорится, что скидка не будет распространяться на более дорогие модели.

Nissan официально представил новый Leaf

Второй вопрос касается отечественных аккумуляторных батарей. Такие батареи в России уже… производятся. И наладить их массовый выпуск не представляется большой проблемой. Но тут важно понять, что чиновники вкладывают в само понятие «батареи».

Формально, батарея – это такой «ящик», в котором аккумуляторы собраны в одном месте, соединены правильным образом, дополнены контроллером (BMS, система управления батареей) и, хорошо бы, системой охлаждения. Вот это у нас делать уже умеют.

А чего у нас нет, так это производства собственно аккумуляторов, из которых собирают батареи. То есть то, что сейчас готовы выпускать в России – это составлять батареи из импортных элементов питания. Например китайских, корейских, японских или европейских. Производственных мощностей для выпуска отечественных элементов питания для электромобилей в России нет и в ближайшее время не предвидится, да и к уровню развития отечественных технологий в этой сфере есть вопросы.

Так что если чиновники имеют ввиду использование отечественных батарей – это вопрос решаемый. А если отечественных батарей из отечественных аккумуляторов – то все становится гораздо сложнее.

Ок, так на что дадут скидку?

В данный момент в России уже есть как минимум один электромобиль, который может заинтересовать конечных покупателей. И это… Gazelle e-NN. Пока их делают штучно, но с запуском программы поддержки могут организовать массовое производство. Более того, «Газели» уже сейчас укладываются в требования до 2026 года, а если под батареями все же понимаются именно батареи, а не аккумуляторы – то и до 2030 года. По слухам розничная стоимость электрических «Газелей» составит аж шесть миллионов рублей. Но если отнять 25%, то выйдет дорого, но не на столько.

Gazelle e-NN

Конкурент «Газели» – электрический Ford Transit. Совместное предприятие Ford Sollers уже выпускает дизельные «Транзиты» в Татарстане, причем именно методом мелкоузловой сборки, со сваркой и окраской кузовов. Компания уже заявила, что в 2022 году расширит гамму за счет электрической версии, на которую в теории скидка будет распространяться как минимум до 2026 года.

Не стоит забывать о калининградском заводе «Автотор». Это предприятие исторически занимается тем, что помогает автоконцернам обойти таможенные пошлины на ввоз автомобилей в Россию за счет их крупноузловой сборки в особой экономической зоне. Пару месяцев назад российский «Форбс» со ссылкой на руководителя компании Сергея Щербакова писал, что к 2023 году (то есть уже в 2022 году) предприятие собирается начать сборку электромобилей.

Клиентами «Автотора» сейчас являются Hyundai, Kia, General Motors и BMW. И вы не поверите, почти все они ранее заявляли о планах вывода электромобилей на российский рынок!

Так, Hyundai уже сертифицирует у нас кроссовер Ioniq 5. GM обещает привезти электрический внедорожник Hummer и кроссовер Cadillac Lyriq. BMW объявил о выходе на российский рынок кроссовера iX, седана i4 и электрокара Mini Cooper SE. И только в Kia пока затруднялись с ответом.

GMC Hummer SUV

Никто из вышеперечисленных не обещал наладить местную сборку электромобилей, но если правительство обещает такую скидку, а «Автотор» заявляет о готовности предоставить свои мощности, то странно будет не сложить одно с другим хотя бы на период до конца 2023 года.

Что будет после 2023 года сейчас предсказать сложно. У Hyundai, Kia, Volkswagen Group, Stellantis, Nissan, Ford, Toyota, Renault в России уже есть заводы или партнеры, где уже налажена мелкоузловая сборка бензиновых машин. Но сколько потребуется инвестиций в переналадку конвейеров под производство электромобилей знают лишь в самих компаниях.

Наконец, не стоит забывать и о том, что в России существуют и собственные проекты производства отечественных электромобилей. Это, например, Zetta, а также «Кама-1». До сих пор они выглядели не очень жизнеспособными, но 25% могут все изменить.

Наконец, «АвтоВАЗ» является частью альянса Renault Nissan Mitsubishi и, пусть и не совсем бесплатно, имеет доступ к их электромобильным технологиям. Если в крупнейшем российском автоконцерне увидят, что за счет скидки спрос на электромобили в России существенно вырос, именно Lada сможет через несколько лет предложить покупателям электрическую модель с наивысшей степенью локализации.