Концерн сформулировал масштабные планы по электрификации. Но реализовать их сразу не удастся

Вчера концерн Stellantis провел очень масштабную онлайн-презентацию своих планов на электромобили. Напомним, что речь о корпорации, образованной только в начале этого года и включающей аж 14 брендов, таких как Peugeot, Citroen, DS, Opel, Fiat, Lancia, Alfa Fomeo, Maserati, Chrysler, Dodge, Jeep… все и не упомнишь.

Презентация длилась около четырех часов и содержала как много общих слов, так и отдельных новостных поводов, которых хватило бы на десяток отдельных заметок. Проведя ночь с мыслями об услышанном, мы делимся с вами важными подробностями.

Их будет четверо

В Stellantis и ранее говорили, что готовят аж четыре новые полностью электрические архитектуры, а теперь представили подробности. Что же, познакомьтесь с ними и вы.

STLA Small на самом деле представляется не такой уж и маленькой. Это платформа для относительно компактных машин вроде Peugeot 208 или Opel Corsa, но, похоже, позволяет строить и что-то побольше. Емкость батарей составит от 37 до весьма внушительных 82 киловатт-часов, а запас хода на одном заряде сможет достигать 500 километров. Базовым станет 95-сильный электродвигатель, однако для топовых моделей будет доступна и силовая установка следующего уровня мощностью от 170 до 245 лошадиных сил.

STLA Medium для машин среднего класса, в том числе премиальных. Речь, например, о новом Peugeot 408, но мы подозреваем и планы на Alfa Romeo, Lancia, Chrysler. Емкость батареи от 87 до 104 киловатт-часов, запас хода до 700 километров, базовым станет все тот же мотор на 170-245 лошадиных сил, но для топовых версий предложат и следующий по мощности агрегат на 204-449 лошадей.

Stellantis EV Day

STLA Large логично было бы предложить для каких-нибудь премиальных Maserati, но в презентации эта архитектура ассоциировалась с… американскими масл-карами! Моторы тут те же на 204-449 лошадей, но по два, то есть эта платформа изначально ориентирована на полный привод. Емкость батарей от 101 до 118 киловатт-часов, запас хода до 800 километров на одном заряде. И возможность заряжаться током напряжением в 800 вольт. Обещают, что за минуту машина зарядится на 32 километра пути.

STLA Frame для пикапа американской марки Ram. Возможно, и для чего-то еще. Моторы те же, что и в предыдущем случае, а вот батарея побольше – от 159 до 200 киловатт-часов. А вот запас хода – те же 800 километров, что и логично, учитывая размеры таких машин и не самую оптимальную аэродинамику. Главный вопрос в том, будет ли на этой платформе построено что-то помимо одного пикапа. Быть может, рамный внедорожник?

А есть конкретика?

Некоторая конкретика есть. Например, были официально анонсированы тот самый электрический пикап Ram и электрический же масл-кар Dodge. Про последний можно сказать, что он будет разгоняться до 100 километров в час примерно за две секунды, по крайней мере платформа STLA Large такое позволяет.

С Европейскими марками не все так однозначно. Да, все они пополнятся электромобилями, но о полном переходе на электротягу с 2024 года пока объявил только Abarth – по сути придворное тюнинг-ателье «Фиата». Сам Fiat также собрался отказаться от двигателей внутреннего сгорания, но когда – пока не решил.

Stellantis EV Day

Зато для всех придумали новые лозунги в стиле «Превратим Alfa Romeo в Alfa e-Romeo» или «Opel: Теперь крутой значит «зеленый»». Но что именно за ними стоит опять же до конца не ясно.

Отчасти об этом можно судить по батареям. Их стоимость за счет новой «химии», большего размера аккумуляторов (привет Tesla 4680!) и улучшенной технологии производства сократится на 40%. При этом покупателям предложат на выбор как классические литий-ионные аккумуляторы, так и более дешевые, но уступающие в емкости бензникелевые элементы питания, судя по всему литий-железо-фасфатные, которые уже ставятся на Tesla Model 3 китайского производства.

Самая интересная цифра – 260 гигаватт-часов суммарной годовой мощности пяти аккумуляторных фабрик, которые предстоит построить в Европе и Америке. Исходя из средней емкости в 100 киловатт-часов для одного электромобиля можно подсчитать, что таких мощностей хватит на производство 2,6 миллионов электрических машин ежегодно. Правда, речь о 2030 годе.

Сам же концерн предпочитает делиться планами по продажам не электромобилей, а LEV — Low Emission Vehicles, машин с низким уровнем выбросов. Честно сказать, мы с такой аббревиатурой встретились впервые.

Stellantis EV Day

Так что, все прекрасно?

Увы, нет. Все эти платформы, батареи, гигафабрики появятся не завтра, а в лучшем случае к середине десятилетия. При этом ничего действительно прорывного Stellantis так и не пообещал.

Точнее, сделал вид, что пообещал. Например, показано, что его технологии немного, но превосходят аналогичные варианты от «другого европейского автопроизводителя». Это может быть Volkswagen или Renault, но ни тот ни другой не является мировым лидером в области прорывных электромобильных технологий. Зато и тот и тот свои решения уже воплотил в жизнь, а не ждут еще пять лет.

Если же сравнивать с техникой от Hyundai и тем более от Tesla, то платформы Stellantis в лучшем случае соответствуют дню сегодняшнему. Две секунды до сотни? Tesla Model S Plaid тоже так может, а купить ее вы можете прямо сейчас.

Запас хода в 800 километров? Lucid Air с показателем в 837 километров появится в продаже через пару месяцев. 800 вольт зарядного тока? Так это уже реализовано в серийных Porsche Taycan и Hyundai Ioniq 5.

Stellantis EV Day

Ах да, Stellantis пообещал первым в мире вывести на рынок электромобили с твердотельными аккумуляторами. В 2026 году. Расскажите им, что Toyota обещала сделать это раньше, а Mercedes уже продает транспорт с такими батареями, правда речь об автобусах.

С одной стороны понятно, что до завершения объединения всех брендов концерн Stellantis не мог начать работу над общим будущем, так что озвученные 30 миллиардов евро инвестиций пошли только в этом году, а на разработку новых моделей действительно требуется минимум года три.

С другой стороны, раз уж очевидно опоздали, так надо делать не как у других, а лучше, чем уже есть у конкурентов сегодня. А этого из презентации не следует. Да, есть план стать рентабельнее конкурентов аж на 30%. Ну так и в других автоконцернах тоже не дураки сидят и тоже думают, как бы им сократить издержки.

И похоже не только у нас после презентации возникли такие мысли. Акции Stellantis вчера упали в цене на 3,16%. А вот бумаги Tesla, напротив, подорожали.

И все же главный вывод, который следует из вчерашней презентации, таков. Все автоконцерны переходят на электромобили. Кто-то раньше и успешнее, кто-то позже и не столь удачно. Но электромобили станут делать все, а мы будем на них ездить. У нас просто не останется иного выхода.