На «Дне энергии», который сегодня провел концерн Volkswagen, было сделано несколько ключевых объявлений. В частности, руководство группы заявило, что к 2030 году в Европе будет функционировать шесть фабрик по производству аккумуляторов мощностью 40 гигаватт-часов каждая и 240 гигаватт-часов в сумме.

На этих заводах станут выпускать некие унифицированные элементы питания одной модели. На слайдах при этом показывались призматические блоки, однако не исключено, что это могли быть не цельные аккумуляторы, а модули, в которых скрывались по несколько пальчиковых элементов питания.

Пока названо два таких завода. Во-первых, это пока что совместное предприятие Volkswagen и шведской компании Northvolt в немецком Зальцгиттере. Изначально это должно было быть СП с равными долями мощностью 16 гигаватт-часов в год. Теперь Volksweagen выкупает его полностью и увеличивает мощность до 40 гигаватт-часов в год.

Во-вторых, это собственное предприятие Northvolt в шведском Шеллефтео, которое также будет расширено до 40 гигаватт-часов в год. Для этого Volkswagen увеличит свою долю в капитале Northvolt с нынешних 20% до неназванного пока уровняи и гарантирует закупку элементов питания на 14 миллиардов долларов в течение следующих десяти лет.

Остальные четыре завода могут принадлежать сторонним поставщикам, однако выпускать они должны аккумуляторы унифицированного типа. Говоря о них, в Volkswagen отметили, что базовые электромобили получат литий-желелезо-фосфатные аккумуляторы, а вообще планируется несколько вариантов химического состава элементов питания вплоть до появления твердотельной технологии в будущем.

При этом все эти аккумуляторы все равно будут физически взаимозаменяемыми, унифицированными. То есть в батарее электромобиля менее емкий и более дешевый литий-железо-фасфатный аккумулятор может быть без проблем заменен на более продвинутый литий-ионный и наоборот.

Теперь позволим себе немного арифметики. Современная платформа MEB предусматривает емкость тяговой батареи для легковых электромобилей от 48 до 82 киловатт-часов. Это означает, что 240 гигаватт-часов хватит по меньшей мере на 3 миллиона машин ежегодно. Плюс на презентации было сказано, что универсальные аккумуляторы подойдут только 80% всех электрокаров группы, а, например, электромобили Audi и Porsche могут получить более продвинутые элементы питания.

Таким образом, Volkswagen планирует к 2030 году использовать аккумуляторы на 3-4 миллиона автомобилей в год, а к 2038 году довести долю электромобилей в своих продажах до 60%. Это выглядит правдоподобно, учитывая, что сейчас группа Volkswagen ежегодно продает примерно 10 миллионов машин разных марок.

В целом «День энергии» Volksewagen оказался весьма всеобъемлющим и в то же время довольно малоинформативным. Представители различных направлений отделались дежурными репликами.

Так, глава принадлежащей Volkswagen марки Scania произнес давно известную мысль о том, что уже сейчас существующие технологии позволяют делать электрические грузовики и автобусы, в Porsche рассказали о том, как в разработке батарей помогает автоспорт (приведя в пример не Формулу Е, а свою победу в гонках на выносливость с гибридным прототипом 2018 года), а в Audi напомнили о проекте «Артемида», а котором засекречено все, кроме названия.