Разбираемся в сделке, которая удивила многих

Вчера газета «Коммерсантъ» написала о том, что ПАО «Сбербанк» купило у белорусской компании «Кейджи Импекс» ее российскую дочку ООО «Ё-Инжиниринг». Это то самое ООО, которое когда-то по заказу российского предпринимателя Михаила Прохорова разрабатывала «Ё-Мобиль». Газета уточняет, что купленные активы достанутся подразделению Sber Automotive Technologies, структуре «Сбербанка», которая работает над беспилотными транспортными средствами.

Эта новость вызывает множество вопросов. ООО «Ё-Инжиниринг», как и «Кейджи Импекс» управляется конструктором Андреем Гинзбургом. Он работал над «Ё-Мобилем», а позже с командой занимался разработкой на своей базе в Минске различных решений для электрических транспортных средств.

Именно Гинзбург и его люди в 2017 году сделали электропривод для седана Geely Emgrand 7, который местные власти позиционировали как перспективный белорусский электрокар. Последним ярким проектом Гинзбурга стал электробайк Punch, о котором мы не так давно писали.

Собственно еще в конце прошлого года в Punch нам намекали, что стартап ищет инвестора. Не скрывал это и сам Гинзбург, который летом 2020 года рассказывал журналистам Tut.by о проекте компактного городского электрического фургона и соплатформенного легкового миникара.

Источники InsideEVs.ru осторожно намекают, что за покупкой ООО «Ё-Инжиниринг» стоит приобретение всех активов «Кейджи Импекс», включая команду из нескольких десятков специалистов во главе с самим Гинзбургом, патенты, технические наработки, а также базу в Минске. Но зачем именно это «Сбербанку», похоже, не до конца понятно и самому белорусскому стартапу.

Тут интересно вспомнить слух о том, что не так давно «Сбербанк» якобы обсуждал с российской компанией «Соллерс-Инжиниринг» разработку трехколесного электробайка для курьеров. Тогда подобные планы опровергли, но осадочек остался: значит «Сбер» все же интересуется электрическим транспортом.

Пока вырисовывается следующая картина. «Сбербанк», а точнее его дочерняя структура Sber Automotive Technologies, занимаются разработкой автопилота. Но не для того, чтобы потом продавать устройство, например, Илону Маску. У «Теслы» и свой автопилот есть, не хуже.

Логичнее, если автопилот от «Сбера» будет использоваться в другой сфере, а именно в городских беспилотных транспортных решениях. Например, в компактных электрофургонах, которые заменят живых курьеров. Или в городских робо-такси, которые будут работать по принципу каршеринга.

ООО «Ё-Инжиниринг» в технологии автопилота мягко сказать не сильна. Зато у компании уже есть электромоторы и модульные батареи, которые можно ставить хоть на электробайк, хоть в фургончик, хоть в компактное такси. Речь о весьма маломощной технике с напряжением в 48 вольт, ну так никому пока и не нужны курьеры-роботы, которые станут гонять со скоростью Rimac C_Two по улицам российских городов.

В конце концов, если Amazon активно вкладывается в подобные проекты, то почему бы руководителям ПАО «Сбербанк» не заняться тем же? Очевидный минус лишь в том, что «Сбер», похоже, становится эксклюзивным клиентом для Гинзбурга и его команды. А значит сторонние проекты вроде того же Punch могут оказаться им не нужны.