Российские непрофильные издания подхватили новость: у нас скоро-скоро появится первый отечественный электромобиль! На сей раз он называется «Кама 1», его покажут публике уже в декабре, а с 2021 года стартует серийное производство.

Собственно, мы об этой машине уже писали как о продукте КамАЗа. Камский автозавод фигурирует и в свежих новостях как индустриальный партнер проекта, однако на самом КамАЗе это по факту опровергают: мол да, сотрудничаем, но никаких планов производства даже не обсуждается.

Это, впрочем, и не удивительно. Достаточно послушать то, что говорят о машине сами создатели. Как вам например фраза о гарантированном пуске двигателя при температуре -15 градусов? Да-да, речь об электромобиле.

Если вы вдруг не в курсе, то напомню. В двигателях внутреннего сгорания топливо воспламеняется в цилиндрах после сжатия. Для обеспечения этой компрессии между поршнями и цилиндрами есть слой масла, которое в сильный мороз густеет, в результате чего сдвинуть поршень с места становится затруднительно. Стартер с этим не справляется, так что ДВС зимой может и не завестись (хотя у современных машин с современными маслами такое таких проблем почти не возникает).

Электродвигатель мороза не боится. Его вообще не надо заводить: подал напряжение на обмотку и сразу возникает крутящий момент. Электромоторы прекрасно приводят в движение марсоходы, а на Марсе холод лютый, спросите Илона Маска если не верите. Да что там, для запуска ДВС используется электростартер. Ему может не хватить мощности для того, чтобы провернуть замерзший бензиновый двигатель, но о том, чтобы от мороза сам стартер не запустился я не слышал ни разу.

Еще разработчики вроде бы обещают до декабря завершить все испытания «Камы 1». Почему-то у других автопроизводителей на это уходит минимум полгода. Вот JAC только к концу лета закончил сертификацию своего iEV7S в России при том, что данная машина уже выпускается в Казахстане, то есть в зоне Таможенного союза.

Единственное, что в «Каме 1» выглядит правдоподобно, так это характеристики батареи и запаса хода: 33 киловатт-часа, которых хватит на 250 километров реального пробега. Напомним, что создатели российского электрокара Zetta обещали под 200 километров на 10 киловатт-часах во что не верилось уже никак.

И все же «Кама 1» выглядит пока не более чем макетом, для которого в теории уже найдены поставщики батарей и электродвигателей. Судя по всему китайские, хотя создатели электрокара утверждают о ведущейся разработке отечественных узлов.

Кстати, а кто вообще эти создатели? Это не секрет, речь идет о двух структурах при Петербургском политехническом университете. С громкими, но ничего по сути не говорящими названиями вроде Центра компетенций НТИ «Новые производственные технологии».

Спрашивается, а зачем все это вообще надо? Неужели питерцы действительно верят в то, что у «Камы 1» есть серийное будущее?

Не думаю. Дело в том, что эту машину разрабатывали на государственные деньги. Ее создатели не скрывают, что часть финансирования было получено от Министерства науки и высшего образования в рамках Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 годы».

И вот теперь нужно отчитаться о том, на что ушли эти деньги. Бумажные отчеты выглядят не так солидно, как красивый макет, а может даже и ходовой образец электромобиля, который вызовет шумиху в прессе. И вроде бы все нормально. Деньги потрачены, что-то похожее на автомобиль разработано, все довольны.

Галерея: KamAZ EV

Поймите меня правильно. Я не обвиняю никого в коррупции. Я действительно верю, что при питерском ВУЗе существуют научные центры, где студенты и преподаватели могут работать над перспективными технологиями, в том числе и на практике учиться делать электромобили. В этом нет ничего плохого, так делают во всем мире.

Проблема в том, что в мире в таких центрах как правило разрабатывают что-то малое, зато полезное. Например, ищут новый химический состав для электролита аккумуляторов, которым действительно заинтересуются мировые производители. Или изобретают инновационный дешевый кузовной материал, который позволит снизить вес электромобилей. Или новую технологию переработки пластикового мусора в ткань для обивки автомобильных сидений.

Но у нас почему-то считают, что все это мелко. И берутся сразу за целый электромобиль. Который силами научного центра при учебном заведении на скромные государственные деньги разработать, конечно, невозможно. Зато о вас узнает вся страна.