Можно ли пересчитать оценку запаса хода из одной системы в другую?

Если вы недавно интересуетесь электромобилями, то могли заметить. Описывая ту или иную модель, мы всегда уточняем, по какой методике указан запас хода. Увы, единого метода измерения в мире пока не создано.

Велика ли разница, спросите вы? Простой пример. На российском сайте Jaguar вы прочтете, что кроссовер I-Pace может проехать на одном заряде 470 километров. А в США этот же автомобиль обещает только 396 км. Удивлены? Тогда знайте – в Китае I-Pace может проехать на одном заряде почти 490 километров.

Быть может, на разных рынках этот автомобиль оснащается разными блоками аккумуляторов? Нет, батареи полной емкостью 90 киловатт-часов везде одинаковые. Шины и аэродинамика – тоже. И даже асфальт везде примерно одинаковый. Все дело в том, как измерять.

Несколько минут и – готово!

Когда мы говорим об измерении запаса хода, в голову приходят водители-испытатели, которые катаются на электромобиле до тех пор, пока батарея не испустит последний электрон. Однако такая методика была бы субъективной по той простой причине, что условия для заездов всегда были бы пусть немного, но отличными друг от друга.

Потому, замеры происходят по-другому. Автомобиль испытывается строго на стенде, при этом имитируется различный цикл движения. Затем специалисты измеряют потраченную на известную дистанцию энергию, соотносят ее с общей емкостью батареи и путем нехитрых арифметических действий получают итоговый результат.

В этой ситуации условия испытаний абсолютно идентичный для всех. Так что даже если полученные цифры не всегда соответствуют реальным показателям для дорог общего пользования, мы можем хотя бы сравнить, какой электромобиль уедет дальше, а какой остановится раньше.

А теперь об основных методиках поподробнее.

NEDC

Эта аббревиатура расшифровывается как Новый европейский цикл вождения. Молодая, однако, вовсе не молода: методика в том или ином виде существует с 1970 года. Да-да, «Москвич» вашего дедушки тоже сертифицировался по этим единым правилам.

Испытания на стенде длятся 20 минут, за это время автомобиль «проезжает» 11 километров, из которых 66% времени имитируется езда по городу и 34% за городом. Средняя скорость составляет 34 км/ч, а максимальная достигает 120 км/ч.

Методику пытались реформировать, модернизировать, и чудесным образом в Европе она дожила аж до 2017 года. Причина проста: производителей и покупателей бензиновых и дизельных машин она совершенно устраивала. Даже то, что паспортный расход топлива был мало похож на реальность, никого не смущало – все как-то привыкли.

Собственно, для обывателей при покупке автомобиля важно знать не столько реальный расход, сколько то, какой автомобиль экономичнее. И с этим система NEDC справлялась. Да, показатели у всех автопроизводителей были занижены. Но занижены, в целом, одинаково. И понять, кто ест меньше, а кто больше, с помощью NEDC вполне возможно.

Проблемы начались с появлением электромобилей. Тут важно не столько то, какой электрокар расходует больше киловатт-часов на 100 километров. А запас хода. Который методика NEDC наглый образом завышала. В том числе потому в Европе с 2017 года действует другая методика – WLTP.

WLTP

В основе этой аббревиатуры лежат слова «всемирная» и «гармонизированная». И с тем и с другим, однако, существуют проблемы. Во-первых, методику разрабатывали в Европе, там она и пригодилась. В Китае, например, до сих пор пользуются NEDC, что очень нравится местным производителям электрокаров с запасом хода 100500 километров на одном заряде.

С гармонизированностью тоже есть проблемы. Система создавалась при явном лоббировании европейских автоконцернов. Налоговые поступления, рабочие места, экономический рост, новые инвестиции – все то, что дают автоконцерны и с чем европейским политикам приходится считаться.

Помимо определения запаса хода электромобилей, по WLTP считают и расход топлива бензиновых машин, а из него выводят выброс углекислого газа в атмосферу. Последний показатель в Европе сейчас взят за основу для определения экологических требований к машинам. Иными словам, от того, как посчитают выброс СО2, зависит разрешат вам продавать машину или нет. Вот «АвтоВАЗу», например, с этого года запретили, и Lada ушла с европейских рынков.

Так что желание разработчиков WLTP создать методику, которая бы честно определяла запас хода и расход топлива столкнулось с максимальным противодействием со стороны в первую очередь немецкой автопромышленности. И пришлось идти на некоторые компромиссы.

Дистанция испытаний была увеличена до 23,25 км, средняя скорость возросла 46,5 км/ч, время испытаний увеличили до 30 минут, а максимальную скорость подняли до 131 км/ч. Доли загородных и городских режимов практически сравнялись. Плюс появились обязательные остановки в движении, имитирующие светофоры и пробки.

В итоге паспортный расход топлива у всех автомобилей подрос, запас хода электрокаров уменьшился, и хотя сама методика вызывает некоторые вопросы, данные WLTP все же больше похожи на правду, нежели NEDC. И да: запас хода для электромобилей, которые официально поставляются в Россию, теперь указывается именно по WLTP.

EPA (FTP-75)

В Северной Америке своя атмосфера. Там, вы не поверите, разрешено свободное ношение оружия, на долларах пишут «Мы верим в Бога», президентам вот уже полвека запрещено переизбираться более одного раза, а «Роял чизбургер» называется «четвертьфутовым чизбургером».

И да, у них своя система измерения запаса хода, которая, на самом деле, наиболее честная. Дело в том, что в США определением запаса хода занимается не политики, а сотрудники независимого агентства EPA. Которые подчиняются в первую очередь простым жителям. И отвечают за свои данные перед ними же. Дикие люди, никакой вертикали власти.

В общем, в EPA вовсю стараются подсчитать реальные расход топлива и запас хода. В целом их методика, которая называется FTP-75, во многом похожа на WLTP. Но есть нюансы. Так, например, электромобиль заряжают вечером, а испытания начинают утром, имитируя холодный старт. Во время движения на определенное время обязательно включается кондиционер.

А еще в EPA исходят из того, что среднестатистический американский водитель не станет «тошнить», аккуратно обращаясь с педалью акселератора и экономя заряд, а нажмет педаль как следует. Поэтому динамика разгона в цикле EPA более чем вдвое быстрее, чем в WLTP.

В итоге в США у электрокаров самый маленький паспортный запас хода. Зато самый честный.

Можно ли как-то пересчитать одно в друге?

Можно. По крайней мере это в прошлом году попробовал сделать эксперт InsideEVs Дэвид Ропер. Он сравнил показания 11 электромобилей, которые были сертифицированы по всем трем методикам. И вот к каким выводам пришел.

Для того, чтобы пересчитать запас хода по NEDC в EPA, нужно разделить его на 1,43. Именно на эту цифру NEDC завышает показатели. При этом погрешность данного метода составляет 11%.

WLTP ближе к EPA, но все же и здесь придется делить на 1,12. Погрешность при этом составляет 8%.

Иными словами, если в США для автомобиля обещанный запас хода составляет 100 километров на одном заряде, то в Европе напишут примерно 112, а в Китае – 143 километра.

Сколько реально может проехать электромобиль?

Если сравнивать методики измерений, то можно выработать правила того, как экономить заряд.

Первое. Электромобили не любят высоких скоростей, когда нарастает сопротивление воздуха. Вот почему они так хорошо сертифицируются по NEDC, который дает преимущество городскому циклу движения.

Второе. Электромобили не любят резких ускорений.

Третье. Электромобили любят температуру воздуха в 20-25 градусов по Цельсию. И не любят включения печки, кондиционера и даже открытия окон – последнее ухудшает аэродинамику.

В идеальных условиях возможно превысить паспортный запас хода. В интернете не мало видео о том, как энтузиасты проезжали на одном заряде Tesla Model S около тысячи километров при том, что по EPA запас хода этого электрокара составляет только 644 километра.

Более того, я лично в Подмосковье проехал на Mitsubishi iMiEV 145 километров, при этом у меня оставалось заряда еще на 8 километров. Напомню, что паспортный запас хода у этого скромного электрокара по методу NEDC (!) составляет только 150 километров. Да, я ехал без пробок, без кондиционера, ранним теплым летним утром со скоростью не более 70 км/ч.

Так что в итоге?

Выбирая электрокар, помните, что заявленный запас хода ни в коем случае не является гарантированным. Температура воздуха, осадки, зимние шины, рельеф местности, кондиционер и печка способны сократить его вдвое, а то и сильнее.

С другой стороны, в случае острой необходимости вы можете существенно сэкономить заряд, подкорректировав ваш стиль вождения.