Прибалтийская Dartz Motorz совместно с китайцами займется электрокарами под брендом Freze

Новость, которую мы, скажем честно, упустили еще в пятницу, звучит так: «Первую российскую автомобильную марку „Фрезе“ возродят в Китае». По крайней мере, с таким заголовком вышла коротенькая заметка в «Коммерсанте». Нас оправдывает то, что пришла она откуда, откуда мы подобного не ждали. Не из солнечной Калифорнии, не из Китая и даже не из России, а не то из Риги, не то из Таллина.

И вот что известно на данный момент

Существует такая компания – Dartz Motorz, входящая в Dartz Grupa. Она известна штучным производством довольно внушительных бронированных внедорожников (на заглавном фото), а также… водкой. Тут важно понимать, что речь идет о действительно очень скромном автомобильном производстве, которое по своей сути, наверное, ближе к тюнингу. Хотите себе уникальный бронированный автомобиль, собранный преимущественно из агрегатов от легких грузовиков General Motors? Вам туда.

Однако изначальной идеей Dartz Motorz было возрождение русской дореволюционной автомобильной марки «Руссо-Балт», известной в мировом автомобилестроении как одна из первых компаний, начавших применять в своих машинах алюминиевые поршни. Для этого в Dartz даже получили в свое распоряжение какие-то помещения, некогда относившиеся к «Руссо-Балту» в Риге.

Увы, идея не была реализована по той простой причине, что сам бренд «Русс-Балт» компании Dartz получить не удалось.

Теперь же речь идет о совсем другом имени – «Фрезе», которое в СМИ уже поспешили обозначить первым российским автобрендом. Что не совсем корректно, и вот почему.

Автомобиль Фрезе и Яковлева

В далеком 1896 году на Нижегородской выставке два предпринимателя – Петр Александрович Фрезе и Евгений Александрович Яковлев – представили то, что известно как первый российский автомобиль. Собственно, таковым транспортное средство и являлось. Фрезе был владельцем каретной мастерской и отвечал за саму машину, а Яковлев на своем предприятии разработал и выпустил двигатель внутреннего сгорания и двухступенчатую трансмиссию.

Увы, проект не получил существенного развития по причине смерти Яковлева. Сам Фрезе продолжил заниматься автомобилями. Его компания играла роль, как сказали бы тогда, автомобильного ателье.

Frese First ever russian car

В те годы сами автопроизводители за редким исключением выпускали только готовые шасси, а кузова строили сторонние компании – все те же бывшие каретные мастерские. Этим еще несколько лет и занимался Фрезе, завозя в Российскую империю шасси с моторами, трансмиссиями, органами управления, преимущественно – французских марок Renault и De-Dion Bouton. Интересно, что в 1903 году фирма Фрезе вроде бы построила свой первый электромобиль, точнее – нечто вроде грузового троллейбуса, у которого не было своих аккумуляторов.

Так или иначе, Фрезе не удалось решить главную проблему – локализовать производство двигателей. На беду, в этот момент царское правительство решило, что империи нужно выпускать автомобили полностью самостоятельно, и предоставило льготы тем автоконцернам, которые готовы были делать все на территории России, а пошлины на ввоз комплектующих, наоборот, подняло. Спустя 100 с небольшим лет история, кстати, повторилась: в наше время это называется постановлением о промсборке автомобилей и прекращением его действия.

В общем, Фрезе продал свою фирму… тому самому «Руссо-Балту», у которого свои моторы все же появились. Считается, что за все время Петр Фрезе создал не менее сотни разнообразных машин по индивидуальным заказам на стандартизированных иностранных шасси.

Но вернемся к Dartz Motorz

Прибалтийская компания сейчас выглядит несколько не готовой к захвату мира новым электромобильным брендом. Например, на ее сайте значится, что она базируется в Риге, хотя в контактах указан таллинский адрес. Раздел для прессы существует, но не работает, как и большинство других разделов. А в списке проектов действительно значится загадочный Freze EV, где при переходе по ссылке вас попросят ввести пароль.

В один день с заметкой «Коммерсанта» на ютьюбе в аккаунте Dartz Grupa появилось первое за два года видео под названием «Один из старейших электромобилей в мире – Freze». На нем можно распознать реплику бензинового автомобиля Фрезе и Яковлева, которая некоторое время назад была построена по фотографиям (чертежей не сохранилось) при поддержке издания «Авторевю».

В этой истории, во-первых, очень странным видится имя самого Петра Фрезе. В конце 19-го и начале 20-го века само понятие автомобильного бренда еще не существовало. Тем более что фабрика почтенного подданного империи все же не совсем выпускала автомобили, а лишь адаптировала готовые шасси под пожелания заказчиков, а то и вовсе продавала стандартные модели.

Условно говоря, живи вы тогда, вы не купили бы автомобиль «Фрезе», а заказали в фирме Петра Фрезе уникальный кастом-проект на базе Renault или FIAT.

Так что мы несколько сомневаемся, что права на торговую марку «Фрезе», даже если бы таковые существовали, кто-то стал бы приобретать. А вот зарегистрировать новую марку Freze EV гораздо проще, тем более что для постсоветских жителей, учивших в школах, как правило, английский, она бы и звучала как-то привычнее.

А вот пожелай Петр Александрович написать свое имя латиницей, то, будучи немцем по прямой мужской линии, он написал бы Frese, благо такая фамилия в Германии встречается.

Так зачем все это надо?

С 4 мая 2020 года в России временно отменили таможенные пошлины на ввоз электромобилей. И многие предприниматели увидели в этом новые возможности. Если не считать Renault, то официально у нас сейчас продаются только премиальные электромобили Jaguar, к которым вскоре присоединятся Mercedes и Audi.

А где делают самые доступные электромобили? Правильно, в Китае. И если найти местного партнера и начать ввозить их в Россию… Вот только дешевыми такие машины все равно не будут. Пока готовилась эта статья, издание CarBuzz получило комментарий от Dartz. Из нового мы узнали, что речь опять о больших внедорожниках, только на сей раз китайских и электрических. А это не дешево.

И учтите, что речь идет о китайских брендах, названия которых пока не подкреплены доверием со стороны российских покупателей.

Так что мы предполагаем, что в Dartz на самом деле зарегистрировали бренд Freze EV, чтобы под вывеской «старейшего российского автопроизводителя» ввозить на территорию бывшего СССР китайские машины, названия которых вам ничего не скажут. А если удастся наладить у нас их локальную отверточную сборку, то, может быть, удастся договориться с чиновниками и о дополнительных льготах, например – об отмене акциза на их ввоз, или вовсе оказаться под защитой какой-нибудь особой экономической зоны.

В общем, возрождения старейшей российской автомобильной марки нам ждать не стоит. А вот на появление относительно доступных больших электрических кроссоверов – ну, на это хотя бы надо надеяться.