Редкий для нас материал, в котором почти не упоминаются электромобили

Как известно, Илон Маск более всего хочет стать императором Марса. Поскольку на Марсе нет магнитного поля и на поверхности царствует солнечная радиация, жилые массивы лучше размещать под землей. Технологию прокладки тоннелей Илон Маск отрабатывает в рамках своей компании The Boring Company.

Также на Марсе в дефиците нефть и кислород, так что ездить на машинах с ДВС будет не просто. Поэтому Маск возглавил Tesla и делает пригодные для Марса электромобили.

Плюс, если верить компьютерной игре Doom, на Марсе полно монстров. Маск подготовился и к этому, запустив производство и продажу огнеметов.

Ну и главное. До Марса еще предстоит долететь. Для этого нужны ракеты и космические корабли. О последнем и поговорим: 27 мая стартует первый пилотируемый полет космического корабля Crew Dragon, который доставит двух астронавтов к МКС. Благо мы проконсультировались на этот счет с ведущим конструктором ракетных двигателей одного из российских предприятий, имя которого мы обещали не называть, и он рассказал о масштабах предстоящего события.

Что такое Crew Dragon?

Это пассажирская семиместная версия многоразового космического корабля от компании SpaceX Илона Маска. Задание на ее разработку было получено от НАСА десять лет назад. В 2019 году пассажирский корабль с манекеном на борту уже успешно слетал к МКС, а теперь он должен совершить первый полет с двумя живыми астронавтами.

Для США это эпохальное событие. С 2011 года, после закрытия программы «Шатлов», в космос к МКС летали только российские космические корабли «Союз». Так что через пару дней американцы после длительного перерыва возобновляют пилотируемые полеты в космос, причем впервые делают это на частном космическом корабле.

SpaceX Crew Dragon Mission

«Разработка систем жизнеобеспечения очень сложна, – говорит наш собеседник. – Мы действительно сделали это еще в 1961 году, но команда Сергея Павловича Королева начала работать сразу после Войны, так что при всех колоссальных ресурсах СССР нам понадобилось более 15 лет на то, чтобы решить все проблемы. С тех пор мы занимаемся лишь эволюцией космических кораблей, опираясь на полученный тогда опыт.

Маск и его команда находились в куда более сложных условиях. Не имея опыта, они создали пилотируемый космический корабль за гораздо более короткий срок. Даже если не обошлось без промышленного шпионажа, это все равно быстро. Мало похитить технологию. Нужно научиться ее применять.

Ну и потом, глупо сравнивать Crew Dragon с нашим «Востоком», на котором летал Гагарин. Тогда мы конечно первый в мире корабль сделали, но он был мягко сказать не очень комфортный. Юру безбожно швыряло и кидало, он испытывал огромные перегрузки. А Dragon может летать гораздо мягче, комфортнее. Не зря его готовили и для космический туристов. Он существенно удобнее и не требует такой жесткой подготовки, которую проходили наши первые космонавты перед взлетом».

Как шли испытания космического корабля?

Слова нашего собеседника о том, что Crew Dragon был создан в рекордные сроки, интересны еще и тем, что в самой SpaceX стремились этот процесс ускорить. Но этим планам помешала позиция НАСА, в которой, по мнению Маска, затягивали сертификацию.

Грузовой космический корабль Dragon 1 впервые совершил полет к МКС еще в 2012 году. С тех пор этот грузовик совершил около двух десятков полетов, потерпев одну неудачу в 2015 году. Интересно что тогда, после взрыва ракеты-носителя, корабль уцелел и обладал всеми инструментами для совершения аварийной посадки, но бортовой искусственный интеллект с этой задачей не справился. Стоит ли говорить, что после систему модернизировали.

Однако взрыв на старте ракеты Falcon 9 затормозил пилотируемый полет года на два. В НАСА потребовали провести тщательное расследование причин аварии, найти неисправность (это было сделано), устранить ее и потом совершить еще семь грузовых пусков прежде чем возвращаться к программе пилотируемых полетов.

Dragon1 совершил свой последний полет пару месяцев тому назад. Пилотируемый Crew относится уже к кораблю семейства Dragon 2, у которого будет как пассажирская, так и грузовая версии.

Интересно, что Crew Dragon является в некотором смысле упрощением Dragon 1. Например, в SpaceX отказались от идеи вертикальной посадки корабля с астронавтами при помощи тормозных реактивных двигателей. Почему? Потому, что сертификация этой системы в НАСА заняла бы еще больше времени. Так что плюхаться предстоит по старинке, на парашютах в море.

SpaceX Crew Dragon Mission

По той же причине в SpaceX отказались от сертификации версии Crew Dragon для тяжелой ракеты Falcon Heavy, способной, например, прокатить космических туристов вокруг Луны. Был закрыт и проект корабля Dragon для беспилотной миссии на Марс.

Логика тут проста. Пока НАСА сертифицирует Crew Dragon, в самой SpaceX признали этот корабль… уже устаревшим! Вместо него для полетов на Луну и Марс предлагается использовать перспективный SpaceX Starship – проект, ранее известный как BFR, аббревиатуру которого на русский в приличном обществе можно расшифровать как «Чертовски большая ракета».

Так что раз вы там в НАСА боитесь новых технологий, то отправляйте своих астронавтов на МКС старым Crew Dragon, а мы себе кое-что получше построим. В конце концов, Илон Маск не вечен, а ему еще нужно успеть насладиться почестями, положенными императору Марса. И в НАСА явно не отвечают его амбициозному темпу.

Так или иначе, но в марте 2019 года состоялся первый успешный испытательный полет с манекеном к МКС и обратно, а завтра вечером по московскому времени мы ждем на борту первых живых астронавтов – Роберта Бенкена и Дуга Херли.

Под конец, мы попросили нашего собеседника оценить шансы на успех миссии.
«Из 20 полетов кораблей Dragon, только один закончился катастрофой. То есть надежность системы составляет 95%. У наших «Союзов» этот показатель немного выше, ну так и стартов было больше. В общем, 100% гарантий никто не даст, но я бы сказал, что справедливая оценка стремится к 99%».

Что общего между техникой SpaceX и электромобилями Tesla?

Напомним, что InsideEVs вообще-то сайт про электромобили. Так что следующие несколько абзацев мы написали для того, чтобы притянуть вышеизложенный текст к тематике нашего издания.

На самом деле кое-что от SpaceX совсем скоро появится на электромобилях Tesla и в первую очередь – на новом Roadster. Речь о реактивных двигателях.

Дело тут вот в чем. Для корректировки курса ракет в SpaceX используют реактивные двигатели, работающие на простом сжатом и охлажденном воздухе. Открывается клапан, струя газа с бешеной скоростью вылетает из сопла и создается тяга. Так вот, Илон Маск на полном серьезе планирует ставить такие движки на Roadster. Первоначально они должны были стоять по кругу: задние способствуют разгону, передние торможению, а боковые удерживают машину от сваливания в кювет в поворотах. Если включить все вместе, Tesla Roadster ненадолго взлетит: удобно, когда нужно припарковаться на тротуаре с высокими бордюрами.

Правда, из свежих заявлений Маска создается впечатление, что он готов оставить только задние реактивные двигатели, которые улучшают и без того сверхбыстрый разгон. Они будут прятаться за открывающейся крышкой с номерным знаком. В любом случае, новый Roadster не стоит ждать раньше 2021 года.

Ну и да: к месту старта астронавтов подвезет кроссовер Tesla Model X. Удачного им полета!

SpaceX Crew Dragon Mission