Разбираемся в отличиях современных и будущих автопилотов

В начале недели глава Tesla Илон Маск сделал покупателям предложение невиданной щедрости: заказать для новых машин функцию автопилота всего за 7 тысяч долларов. Постойте, но эта опция и раньше стоила столько же? Все верно. Но теперь она станет дорожать. С 1 июля – до 8 тысяч, а как только инженеры Tesla создадут полноценный автопилот – до 100 и более тысяч.

Щедрость тут в том, что уже несколько лет все автомобили Tesla с неполноценным автопилотом оснащены всем необходимым оборудованием для полной автономности – не хватает только подходящего программного обеспечения. И если вы закажете автопилот за 7 тысяч прямо сейчас, то после бесплатной перепрошивки в будущем ваша машина станет полноценным роботом. А если не закажете – придется потом отдавать 100 и более тысяч.

В общем, мы решили использовать этот новостной повод для того, чтобы в очередной раз вспомнить самим и напомнить вам о том, какие вообще бывают уровни автономности автомобилей и как далека Tesla от достижения заветной цели.

Если вы видите в тексте словосочетание «автопилот третьего (второго, четвертого) уровня», то речь о классификации, которую несколько лет назад создало всемирное Сообщество автомобильных инженеров SAE. Собственно об этой классификации и пойдет речь

Нулевой уровень

Такой автопилот есть на любом отечественном автомобиле, даже самом современном. Точнее его нет. Почти. Собственно зачатки автоматизации появились в автомобилях еще до Второй мировой войны – речь об автоматических коробках передач. Затем появились усилители рулевого управления, причем достаточно мощные для того, чтобы в теории вращать руль самостоятельно – по команде электронного мозга машины. Только самих таких мозгов долгое время не было.

Во второй половине прошлого века достаточно обычной опцией стал круиз-контроль, способный поддерживать заданную скорость. Появились инжекторы и электронные педали газа, давшие теоретическую возможность управлять разгоном без участия водителя. Наконец, на автомобилях Mercedes появились электронные тормоза. То есть на машине с автопилотом нулевого уровня уже есть многое из того, что необходимо для автопилотирования. Но нет и зачатка искусственного интеллекта, способного взять управление на себя.

Первый уровень

Самым первым серийным автомобилем с автопилотом первого уровня стал Mercedes S-Class серии W221, который появился в 2005 году. Сейчас эта машина уже не выпускается, но в истории она осталась. Собственно первый уровень автономности – это не более чем активный круиз-контроль, когда машина поддерживает дистанцию и способна самостоятельно тормозить или ускоряться в зависимости от того, как движется автомобиль перед ней. Побочной функцией активного круиз-контроля является функция экстренного торможения в случае возникновения препятствия, однако от автопилота первого уровня не требуется успевать полностью остановиться: удалось снизить скорость перед столкновением – уже хорошо.

New Mercedes S-Class W221 2009

Сейчас активный круиз контроль ставится фактически на все машины среднего класса от массовых брендов, будь то Toyota, Chevrolet, Peugeot, Volkswagen или Hyundai. Нет ничего сложного и в том, чтобы оснастить им, например, Lada Vesta. Просто на АвтоВАЗе справедливо считают, что покупатели отечественных машин доплачивать за довольно дорогую опцию не станут.

Второй уровень

Если кратко, то к активному контролю добавляется функция удержания автомобиля в полосе движения. При условии, что дорожная разметка хорошо различима. Иными словами машины со вторым уровнем автономности способны не только самостоятельно разгоняться и тормозить, но и самостоятельно рулить. Но не поворачивать, в смысле не менять полосу, не съезжать с дороги, не проезжать перекрестки.

Сейчас такая функция доступна фактически для всех машин премиальных марок. За доплату, само собой. Это могут и Volvo, и Cadillac, и Acura и конечно Mercedes. Массовые бренды тоже подтягиваются.

Важный момент: водителю нельзя снимать руки с руля. Система фиксирует это и отключает автопилот. То есть рулит автомобиль сам, но водитель обязан его контролировать.

Вторая важная особенность: система в любой момент может сказать «Ой все!». В смысле потерять разметку, перестать отличать потертые линии от прерывистых и так далее. То есть это все еще помощник водителю, а не его замена.

Третий уровень

Лучшие из существующих автопилотов. Водитель может снять руки с руля, автомобиль способен не просто ускоряться, замедляться и держать полосу, но и обгонять, поворачивать и в целом следовать по маршруту. Такие автопилоты уже сейчас работают на автомобилях Tesla и ряде других топовых серийных машин, например на новых Audi A8.

Есть, однако, важный нюанс. Электронике все еще разрешается сказать «Ой все!» в самый последний момент. То есть водитель имеет право снять руки с руля, но не может позволить себе отвлечься от дороги. В случае чего – виноват в аварии он и только он.

Беспилотные автомобили

Кроме того, автопилоты третьего уровня до сих пор работают только в идеальных условиях. Когда отличная разметка, хорошее освещение, ясная погода и вообще жизнь удалась. То есть не в России.

МЫ НАХОДИМСЯ ЗДЕСЬ

Четвертый уровень

Мы переходим в область научной фантастики. Четвертый уровень автономности предполагает наличие в автомобиле руля и педалей, но снимает с водителя ответственность за управление. То есть предполагается, что машина способна передвигаться полностью самостоятельно из пункта А в пункт Б, а в случае ее замешательства она заранее предупреждает водителя о необходимости вмешаться или безопасно паркуется на обочине.

Такое сделать пока не смог никто. Илон Маск обещал к 2017, к 2018, к 2019 году… но пока так и не сделал. Более того, даже экспериментальные автомобили от Google, Uber или отечественного Yandex на подобное до конца не способны.

Нет для четвертого уровня и соответствующей юридической базы. Предполагается, что автомобили с четвертым уровнем автопилотирования смогут передвигаться на короткие расстояния по знакомым маршрутам вообще без водителей. Кто ответит за ДТП по их вине? В общем, пока они запрещены.

Пятый уровень

Автомобили, способные полностью обходиться без водителя. Всегда. Везде. Именно за такое Илон Маск обещает брать по 100 тысяч долларов не считая стоимости собственно машин. К слову, весной 2019 он обещал, что автопилот заработает к весне 2020 года. Кхм…

У машины может вовсе не быть руля и педалей. Роль водителя: ввести адрес в навигационной системе. Снег, дождь, отключение освещения на дороге, бездорожье, отсутствие разметки, неисправность светофоров, пьяные пешеходы: везде, где обычный водитель может справиться, должен справляться и автопилот.

Renault EZ-ULTIMO concept

В последние годы разговоры о том, что автопилот пятого уровня появится в ближайшем будущем звучат все тише. И напротив, все чаще можно услышать точку зрения, что такое при нынешнем уровне развития технологий невозможно вовсе. В Tesla все еще верят, что собирая данные от своих многочисленных пользователей возможно создать сложный, но универсальный алгоритм, который научит компьютер полноценно водить машину. Верить ли в это вам – решайте сами.