Прошлой осенью компания Mitsubishi Motors продала контрольный пакет своих акций (34%) компании Nissan Motor и присоединилась к альянсу Renault-Nissan. Теперь и всеми тремя брендами по отдельности, и группой в целом руководит один и тот же человек – Карлос Гон, один из самых эффективных автомобильных менеджеров современности. Вновь созданный тройственный союз стал четвертым по величине автопроизводителем в мире – после Volkswagen, Toyota и General Motors.

При чем здесь электрокары? При том, что Renault-Nissan, и без того лидировавший на рынке автомобилей с нулевым уровнем вредных выбросов, с присоединением Mitsubishi свое лидерство окончательно закрепил. Согласно опубликованному недавно отчету, в 2016 году три компании продали 94 265 электрокаров, более чем на 8 процентов улучшив результат предыдущего года, в котором Renault-Nissan работал без Mitsubishi. В общей же сложности альянс реализовал уже 424 797 машин на чистой электротяге. Для сравнения, Tesla за все время своего существования продала чуть более 180 тысяч автомобилей, в прошлом году – около 76 тысяч.

Мировым бестселлером остается хетчбэк Nissan Leaf, официально не представленный в РФ. С декабря 2010 года, когда модель вышла на рынок, и до конца 2016 года ее совокупный тираж превысил 250 тысяч экземпляров – если включить сюда построенный на той же платформе специально для Китая Venucia E30. Вторым серийным электромобилем «Ниссана» является фургон e-NV200, появившийся в продаже в Японии и Европе в 2014 году.

Renault торгует электрокарами с 2011 года. За это время было продано свыше 112 тысяч экземпляров моделей ZOE, Kangoo Z.E., Fluence Z.E., SM3 Z.E. и Twizy. В 2016 году хетчбэк ZOE стал самой популярной электрической моделью в Европе, обогнав даже Leaf. В России сейчас продаются Twizy и Kangoo Z.E., а ZOE к нам обещают привезти.

Из «чистых» электромобилей Mitsubishi россиянам известен только маленький хетчбэк i-MiEV, который у нас недавно сняли с продаж. В действительности же MiEV – это целое семейство, в которое, помимо сити-кара, входят микроавтобус Minicab-MiEV и грузовичок Minicab-MiEV Truck.

Недавно Renault обновила ZOE и Kangoo Z.E. и представила еще один коммерческий электромобиль – фургон Master Z.E. Nissan работает над Leaf второй генерации, но прежде чем хетчбэк переживет полноценную смену поколений, его ожидает еще одно обновление. Карлос Гон обещал показать модернизированную версию «в ближайшее время». Скорее всего, премьера состоится в начале марта на автосалоне в Женеве.

А что насчет гибридов? До последнего времени ни Renault, ни Nissan ими особенно не интересовались. Теперь же совместная разработка моделей как с полностью электрическими, так и с гибридными силовыми агрегатами официально значится в списке основных задач альянса. Главная ставка по-прежнему делается на чистое электричество, за ним – будущее, но к этому будущему нужно проложить мостик, роль которого отводится подзаряжаемым гибридам. Соответствующее заявление сделал в конце прошлого года глава отдела исследований и разработок европейского подразделения Nissan Такаши Сиракава в интервью авторитетному британскому изданию Auto Express. По его словам, речь может идти о целой линейке новых совместных продуктов для рынка Европы, основой для которых послужит Mitsubishi Outlander PHEV. Скорее всего, первым «розеточную» версию получит Nissan Qashqai.

Тем временем у себя на родине в Японии Nissan экспериментирует с последовательными гибридами. Прошлой осенью компания представила силовую установку под названием e-POWER, включающую электромотор, маленький бензиновый двигатель, генератор и инвертор. Особенность этой системы в том, что автомобиль обладает повадками электрокара с максимальным крутящим моментом, доступным с нуля оборотов, хотя работает, фактически, исключительно на традиционном топливе. Непонятно? Поясним подробнее. Вращает колеса именно электромотор – ДВС служит только для восполнения заряда. Однако батарея в e-POWER очень маленькая – раз в 20 меньше той, что устанавливается в Nissan Leaf. Такой ее сделали специально, чтобы машина была легче и динамичнее. Но сколько-нибудь ощутимого запаса хода на электротяге такой аккумулятор обеспечить не может, поэтому двигателю внутреннего сгорания приходится постоянно жечь бензин, чтобы подзарядить его. Встраивать зарядный порт инженеры не стали – просто незачем. Самое интересное, что это не концепт, вроде «ниссановской» же установки на твердооксидных топливных элементах, а полностью серийная технология – с конца прошлого года в Японии продают компактвэн Note e-POWER. Этой осенью на международном автосалоне в Токио должна дебютировать вторая модель с такой же системой – маленький кроссовер Juke.

Конечно, Mitsubishi при всех его достоинствах – далеко не самый сильный игрок автомобильного рынка. Особенно – после разразившегося в прошлом году топливного скандала, который привел к отставке высшего руководства и падению стоимости акций. Но ведь и Nissan – производитель самого продаваемого в мире электромобиля Leaf – на рубеже нового тысячелетия находился в глубоком кризисе, пока его в буквальном смысле слова не спас Карлос Гон. Для нас важно, что, работая вместе, Renault, Nissan и Mitsubishi действительно способны на многое: обмениваясь опытом и технологиями, разделяя расходы и совместно используя производственные мощности, сделать электромобили и гибриды качественнее, эффективнее и доступнее.
Renault ZOE Z.E. 40

Галерея: Renault ZOE Z.E. 40