Прощай, Tesla Motors, и здравствуй, просто Tesla – американский производитель электромобилей официально сменил название. EVmode.ru рассказывает, зачем это потребовалось компании миллиардера Илона Маска и какие планы на будущее строит самый знаменитый евангелист новой, «зеленой» энергетики.

Что случилось?

1 февраля 2017 года Tesla Motors, Inc. превратилась в Tesla, Inc. – компания внесла соответствующие правки в сертификаты о регистрации юрлица и другие официальные документы. Об этом стало известно из уведомления, направленного фирмой в Комиссию по ценным бумагам и биржам США – правительственное агентство, регулирующее американский рынок ценных бумаг. По большому счету ничего не изменилось – весь мир и без того уже давно привык называть детище Илона Маска просто «Теслой».

Тогда зачем менять вывеску? Просто для краткости?

Не совсем так. Или совсем не так – ответить можно по-разному, а сама компания пока не дала комментария по поводу ренейминга. Вероятно, причин здесь несколько, и главное, что нужно понимать – история эта началась далеко не вчера.

Можно сказать, что все началось с Интернета, а точнее – с красивого доменного имени tesla.com, на которое господин Маск давно положил глаз, мечтая заменить им свой более громоздкий url teslamotors.com. К несчастью для предпринимателя этот короткий адрес еще в 1992 году – всего через год после появления первого в мире веб-сайта! – зарегистрировал на себя компьютерный инженер Стю Гроссман, являющийся, как и сам Маск, большим поклонником сербского изобретателя Николы Теслы. Гроссман доменом практически не пользовался, но и расставаться с ним не спешил – в 2005 году у него даже было судебное разбирательство с фирмой под названием Tesla Industries из-за этого адреса, в котором инженер победил.

Однако Илон Маск проявил настойчивость и терпение и к февралю 2016 года заполучил права на вожделенное сочетание из пяти букв. Поначалу с tesla.com включалась переадресация на teslamotors.com, а к июлю произошла окончательная смена адреса. Тогда же Маск опубликовал на сайте нашумевшую вторую часть своего «Генерального плана», к которому мы еще вернемся ниже, и перестал использовать слово Motors в сочетании с Tesla – в пресс-релизах, в личном твиттере, словом, везде. Так что нынешнее изменение документации – это лишь последний штрих.

Тesla больше не Motors

Так все дело в красивом адресе? И только?

Разумеется, нет. Для смены названия существует и куда более веская причина. Хотя у широкой публики Tesla по-прежнему ассоциируется с электромобилями, одним лишь автопроизводством ее деятельность уже не ограничивается.

С 2015 года компания продает под суббрендом Tesla Energy аккумуляторные системы двух видов – Powerwall для дома или малого бизнеса и Powerpack для коммерческого и промышленного использования. Это комплекты литий-ионных аккумуляторов, которые могут крепиться снаружи или внутри здания и накапливать энергию интегрированных в ту же систему солнечных батарей либо просто подзаряжаться от бытовой сети – последнее выгодно в регионах, где тарифы на электричество зависят от времени суток. К настоящему времени система Powerwall уже успела пережить смену поколений.

В минувшем октябре Tesla представила солнечные панели для крыши, по виду неотличимые от обычной черепицы, а в ноябре купила за $2,3 миллиарда в собственных акциях производителя солнечных батарей SolarCity – компанию, в которой Илон Маск и до слияния был председателем совета директоров и крупнейшим акционером. Теперь Tesla и ее новая «дочка» вместе разрабатывают новые решения, касающиеся генерации, накопления и потребления электричества.

В начале 2017 года начал приносить первые плоды один из самых амбициозных проектов Илона Маска – большой завод аккумуляторов с говорящим названием Гигафабрика, построенный в штате Невада совместно с компанией Panasonic при поддержке местных властей. Комплекс еще не закончен, но он уже выпускает батареи для Model S и Model X и вышеупомянутые системы Powerwall и Powerpack. В общем, из нишевого производителя электромобилей Tesla постепенно трансформируется в энергетическую корпорацию широкого профиля.

Тesla больше не Motors
Что дальше?

Для многих скептиков Илон Маск по-прежнему остается чуть ли не мошенником, который говорит гораздо больше, чем делает. Мол, дурит головы в Твиттере легковерным «зеленым» громкими обещаниями, чтобы акции росли, а сам до сих пор не обанкротился только благодаря щедрости правительства США, причем деньги от госконтрактов SpaceX вливает в убыточную «Теслу». Нельзя однозначно сказать, что эти претензии совсем не имеют под собой почвы, и все же Маск – человек не только слова, но и дела. Уже вторую по-настоящему серийную модель – кроссовер Model X – хотя и с опозданием, но вывел на рынок. В прошлом году Tesla впервые за 10 лет получила прибыль – и пусть пока ее приносят не столько сами электромобили, сколько полученные с их помощью и проданные производителям топливных машин кредиты ZEV: для любого стартапа главное – выйти в плюс. Сеть фирменных зарядных станций Supercharger постоянно растет.

Помимо прочего, Илон Маск заработал солидный нематериальный капитал – именно он убедил весь мир, что будущее – за электрокарами, и вынудил автогигантов включиться в гонку «зеленых» технологий – к вящей пользе этого самого будущего. Теперь, что бы ни придумали Volkswagen, Toyota или General Motors, не говоря уже об игроках помельче, их машины на электротяге покупатели будут сравнивать в первую очередь с «Теслой». Компания Маска проигрывает крупным концернам практически по всем параметрам – производственным мощностям, человеческим ресурсам, технологиям, финансам, опыту, но именно Tesla – законодатель новой моды, iPhone в мире автомобилей, и этого уже не отнять.

Если оставить за скобками мечты о колонизации Марса, Илон Маск – практик. И для Tesla у него имеются вполне конкретные планы на будущее, вернее, один «генеральный план» с рядом подпунктов. Первоочередная задача на фронте автопроизводства – запуск сравнительно доступной Model 3. Чтобы ускорить процесс и удовлетворить феноменальный спрос, измеряющийся сотнями тысяч предварительных заказов, на той самой Гигафабрике для новинки будут делать не только батареи, но и электромоторы – мощностей основного завода во Фримонте просто не хватит. За Model 3 согласно все тому же плану последуют еще четыре модели, включая две коммерческие – грузовик и автобус.

Тesla больше не Motors
Сразу после запуска производства Model 3 наступит время для покорения Европы: Tesla собирается построить в Старом Свете вторую Гигафабрику, причем она с самого начала будет выпускать и электромобили, и батареи к ним. Прошлой осенью Tesla договорилась о покупке германской фирмы Grohmann Engineering, которую намерена преобразовать в свою инженерную штаб-квартиру под новым названием Tesla Grohmann Automation. Задача будущего подразделения – превратить Гигафабрики в «машины, которые делают машины», то есть максимально автоматизировать производство, внедрив на конвейер множество разных роботов. Маск надеется, что такой подход позволит ему на этот раз обойтись без срыва сроков, и выйти на запланированный годовой объем производства в 1 миллион электромобилей к концу десятилетия.

Концепция так называемой «новой мобильности», которую сейчас в той или иной степени разделяют все автопроизводители, подразумевает, помимо электрификации, более широкие возможности в плане совместного использования транспортных средств. Такие возможности появляются благодаря высокоскоростной связи, объединяющей все машины и инфраструктуру в общую сеть, и автопилоту, который позволяет превратить арендованную машину в беспилотное такси. Для автопрома это новое и очень перспективное направление бизнеса, и гранды уже начали делить будущий пирог, инвестируя в каршеринговые сервисы. Илон Маск не желает опаздывать на праздник, и намерен запустить собственный сервис под названием Tesla Network.

Тesla больше не Motors
Идея такова: когда вы не используете свою «Теслу», ее можно сдать в прокат, причем и добираться до арендатора, и возвращаться к вам электромобиль будет самостоятельно. Если предложений от частников будет недостаточно, чтобы покрыть спрос на услугу, производитель создаст собственный автопарк роботизированных такси. Подробности этой программы Маск обещал раскрыть в 2017 году.

И последнее. С начала этого года «Теслы» не поставляются в Россию даже по «серым» схемам – без ЭРА-ГЛОНАСС машину просто не зарегистрируют. Так вот – не спешите расстраиваться: по упорным слухам, американский производитель электромобилей может открыть официальное представительство в нашей стране уже к началу 2018 года. Как раз Model 3 подоспеет!